Статья на тему: Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.

Шитикова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60, г. Улан-Удэ.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.

Современное общество стремительно меняется. Главным результатом и одновременно условием его развития становится не материальный продукт, а информация. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.
Одним из ответов на вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются от «конечного продукта», т.е. исходя из наиболее общих способностей, необходимых для жизни в меняющемся мире.
Исследовательская деятельность в двадцать первом веке является одним из приоритетных направлений развития современного образования. Поэтому сегодня так актуальны проблемные уроки, уроки открытия истины, уроки - исследования. Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. Поиск необходимого решения проблемы способствует формированию самостоятельной позиции обучающихся, их готовности к саморазвитию и социализации.
Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления – главная задача. «Многие истины могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М. Бахтин. Вот почему на современном этапе возрос интерес к таким деятельностным методам обучения, как проектная и учебно-исследовательская работа школьников. Их принято относить к инновационным педагогическим технологиям. В федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования основные образовательные задачи конкретизируются: « выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза <> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов».
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений" Л.Толстой.
Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.
Исследовательская деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, способных к саморазвитию, умению самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска, самостоятельно выбирать средства и способы решения задач, умеющих контролировать и оценивать свою деятельность. Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов работы, постановку проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик, сбор собственного материала, его анализ, сравнение, собственные выводы.
Главная составляющая учебного процесса – урок. Важно использовать возможности урока для привлечения к исследовательской деятельности и развития потенциала каждого ученика, необходим исследовательский подход к обучению. Необходимо всеми средствами стимулировать исследовательскую деятельность учащихся на уроке, используя различные виды учебной деятельности: опору на воображение, использование аналогий, метафор, работу с концептуальными моделями, сравнительно-сопоставительный анализ, лингвистический эксперимент. Более того, учителю приходится заведомо мириться, что результаты самостоятельных “открытий” учащихся могут оказаться явно неполными, концептуально “недостроенными”.
Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед учащимися и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей?
Курс литературы в 5 классе предоставляет много возможностей для этого. Уже на первом занятии по теме « Роль книги в жизни человека» я задаю своим ученикам проблемный вопрос: какого значение книги и чтения в жизни людей? Дети, работая со статьёй учебника, слайдами презентации, вдруг сталкиваются с проблемой: если в 20 веке наша страна была самой читающей в мире, то сегодня традиция любви к чтению стала утрачиваться.
Далее используем приём «Три вопроса»:
Что знаю о проблеме роли книги в жизни человека? Что хочу знать? Как узнать? Предметом исследования становится книга.
Например, при изучении "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.
В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. Иначе литературная теория будет накапливаться в виде материала для заучивания.
Может ли тут помочь исследование?
При изучении произведения Пришвина "Кладовая солнца" перед школьниками встает вопрос: "Почему оно называется сказкой-былью?" Решить проблему можно просто: отыскать в тексте то, что напоминает сказку и то, что выглядит былью. Но можно пойти другим путем и попытаться исследовать особенности пришвинского стиля, вся прелесть которого в том, чтобы одновременно верить и реальному, и волшебному. Это не разные компоненты повествования. Суть в том, что они отчетливо ощутимы и совершенно неразделимы в каждой детали текста.
Как же дать детям почувствовать взаимопроникновение обыденного и чудесного? Остановить внимание на деталях и выступить в роли исследователей помогут следующие задания:
Имена детей и клички животных, как характеризуют они их носителей?
По следам тех, кого нет, но кто присутствует на страницах произведении, как найти сведения о них? В лес за Настей и Митрашей (растения, звери, птицы).
Накопив наблюдения, класс приходит к понятию "олицетворение". Но есть у Пришвина и более глубокое, скрытое значение этого понятия. Все олицетворения в сказке-были, весь ход повествования ведут к постижению того, что человек осмысляет и одушевляет природу. Эта способность человека и есть предназначение.
С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими искусствами - музыкой, живописью, театром. На уроках мы стремимся говорить со школьниками о содружестве искусств, соединять литературное развитие с эстетическим. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? На эти непростые вопросы ищут ответ ученики на занятиях.
При анализе литературных произведений целесообразно также применять такой исследовательский приём, как составление кластера (условной схемы, логически связывающей между собой определённые понятия). Так, используя данный приём, в ходе урока в 7 классе по теме: «Трагизм конфликта отца и сына в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Столкновение любви и долга в душах героев», обучающиеся, разбирая сцену последней встречи Тараса и Андрия, могут раскрыть тему с максимальной точностью. Основа данного кластера – ключевые слова «патриотизм - предательство», к которым были логически подобраны другие понятия, словосочетания, отражающие основной смысл противопоставления. Использование кластера дает возможность подойти к решению проблемы столкновения любви и долга в душах Тараса Бульбы и его сыновей через антитезу «патриотизм – предательство».
В старших классах исследовательская деятельность на уроке литературы опирается уже на проблемный анализ. Обучающимся предлагается прочесть произведение и установить, какие проблемы в нем освещаются (философские, социальные, морально-этические), чётко сформулировать их. Учитель должен идти на урок литературы в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Теперь литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 10 классе по драме А. Н. Островского «Гроза» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Катерина Кабанова: страшная грешница, роковая женщина или цельная натура? ».
И, наконец, метод проектов, который является важнейшим фактором формирования исследовательских компетенций обучающихся. Подготовка и защита проектов с использованием справочных материалов, Интернет-ресурсов переводят изучение произведения в плоскость исследования. Создавая проекты, обучающиеся учатся “добывать ” знания, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением.
В заключение следует отметить самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы - это помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы.
Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков литературы позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности так называемых обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более коммуникабельными, преодолевая “страх” публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках.
Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества

Литература:
1. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХI. Толстовских чтений. - Тула, 1993. -105 с.
2.Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.
3.Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе» //Литература в школе.-2004.№12. с
4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
6. Бахтин М,М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Худож. лит.», 1975. 504 с






















 Бахтин М,М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Худож. лит.», 1975. 504 с
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
 Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ1 Толстовских чтений. - Тула, 1993.-105 с.











15