Статья Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии"Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.
Цель исследования – активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии при помощи технологии организации исследовательской деятельности.
Задачи:
Изучить теоретический материал об использовании технологии организации исследовательской деятельности.
Разработать методическую базу.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Гипотеза:
Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволит:
интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы;
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам, т. е. творческие умения. И здесь на помощь нам приходит метод – организации научно – исследовательской деятельности. Прежде всего в ходе работы углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. Развиваются разнообразные навыки самостоятельной, исследовательской работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Есть возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение; развивают системное мышление). Особое внимание уделяю краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания.
В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу.
Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую; на развитие творческих способностей, логического мышления, она формирует у детей способности самостоятельно применять знания из разных областей, учебных предметов. Работу, в ней я осуществляю по следующим направлениям:
Интеграции уроков.
Реализация работ в форме:
проведения конференций, предметных вечеров и игр, викторин;
научно-исследовательской работы с учащимися;
проектной деятельности старшеклассников по изучению глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
тематических выставок творческих работ учащихся;
индивидуальных занятий с одаренными учащимися;
проведения мастер-классов, семинаров, конференций.
Систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронных учебников, сети Интернет и др.) в процессе обучения и внеклассной работе по предмету.
Повышение эффективности работы учебного кабинета биологии.(по принципу учебное пособие не экспонат)
Сотрудничество с библиотекарем школы по формированию естественно-научного мировоззрения школьников.
Просветительская работа с родителями через проведение тематических лекториев, урочных и внеклассных мероприятий.
За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам, в увеличении количества участников и призеров школьных и районных олимпиад, конкурсов, НПК, многие из которых поступают в ВУЗы и техникумы на факультеты естественно-научного цикла.
Особое внимание я уделяю практической направленности в работе с детьми, привлекая их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ребята на собственном опыте учатся вести наблюдения за явлениями и объектами природы, анализировать результаты экспериментов, делать выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети, без которой сейчас невозможно представить деятельность учителя и организацию научно-исследовательской работы с учащимися. Одним из способов применения современных средств обучения является создание Web – сайта. Создание сайта нацелено на определение того сообщения, которое мы хотим донести до аудитории. Создание сайта, я считаю – это процесс обретения лица и имиджа учителя. С этой целью я сконструировала и разместила в сети Личный сайт учителя. Хотелось сделать его стильным, удобным, информативным и посещаемым. На своих страницах я постаралась разместить информацию, которая, надеюсь, окажется полезной не только для учителей биологии, но также для учащихся и их уважаемых родителей.
Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.
Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.
Н.Н. Вишневская