РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сулимова Виктория Алексеевна
преподаватель художественного отделения
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств» г.Сыктывкара
Какой ребёнок может называться способным, и как такие дети выделяются среди остальных ребят? Ведь природа каждого ребёнка наделила способностью развиваться. Каждый человек имеет способности к той или иной сфере деятельности, но возможность творить это ещё не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, созиданию присутствует у многих людей. Как эти способности проявляются и каждый ли ребёнок, пришедший в школу способен? Каждый преподаватель имеет свою точку зрения на этот вопрос и находит свои ответы.
Выявить способных детей, поддержать их в достижении успеха, привести к творческой победе помогает организация выставочной деятельности.
Из общей массы детей, пожелавших учиться в школе искусств, происходит первоначальный отбор будущих учащихся, уже тогда некоторые ребята обращают на себя внимание творческой индивидуальностью. В дальнейшем члены приёмной комиссии рекомендуют будущему классному руководителю обратить внимание на творческие наклонности данного ребёнка в процессе обучения.
Если в процессе обучения ребёнок видит объект изображения по-другому, чувствует и воспринимает цвет и форму, имеет собственное суждение по предмету изобразительной деятельности, в этом случае задача преподавателя – поддержать таких ребят.
Цель преподавателя художественного отделения – «вырастить творческие способности каждого учащегося организовать его выставочную деятельность и показать её результатом творчества, т.к. человеку с творческим складом ума легче достичь высоких результатов и найти изюминку в любом деле, реализоваться. Выставочная деятельность в данном случае играет важную роль
. Наблюдая за детьми, можно отметить, что дети приходят к успеху по разному. Некоторым из них присущи высокая мотивация в достижении цели, стремление быть лучшим. Другие же первые два года себя не проявляют, работают медленно, тщательно, затем на третьем году обучения делают творческий скачок вперёд, и достигают вместе с другими, а иногда и раньше других творческих целей. Если я вижу, что у ребёнка присутствует интерес к изобразительной деятельности, желание стать человеком творческой профессии, сознательное отношение к учёбе я работаю по разработанным этапам, которые способствуют раскрытию творческих способностей и дают мотив к участию в выставочной деятельности.
Этапы работы в данном направлении, применяемые Сулимовой В.А.:
1.Индивидуальная работа с учащимися:
Увеличение объёма знаний.
Усложнение заданий.
Изучение дополнительной литературы.
Дополнительные домашние задания.
2.Предоставление творческой свободы выбора:
Техники, сюжета, формата, материалов.
(Например, натюрморт на выбор или несколько постановок различной сложности, который в зависимости от уровня развития ребёнок сам выбирает какой ему рисовать.)
3.Организация совместной учебной деятельности с преподавателем:
Создание доверительных межличностных отношений с признанием права учащегося на ошибку.
Организация и обсуждение совместной учебной деятельности.(К примеру, участие в пленере с детьми старшего возраста или совместный поиск решения учебной задачи на занятии с учащимися младшего возраста.)
Привлечение к участию в конкурсной деятельности, олимпиадах, конференциях. (Где ребёнок путём сравнения видит, что необходимо достичь, как работают другие ребята, какие ошибки нужно исправить. Этапы развития творческой деятельности применяются к каждому учащемуся, но дети все разные и способности у всех разные. Каждый ребёнок в процессе обучения проявляет себя по-своему. Кто-то обращает на себя внимание усердием и трудолюбием, кому-то всё дается легко и он справляется с заданием быстрее остальных, один идёт к достижению цели длинным путём, другой уже к ней пришёл.. С каждым ребёнком я работаю дифференцированно, с учетом его творческих возможностей, то составляю траекторию индивидуального развития выставочной деятельности. Где планируются выставочная деятельность индивидуально для каждого ребёнка.
Постепенно ребята приходят к тому, что им необходимо поделиться своими знаниями, умениями, чувствами и эмоциями с другими людьми, которые они испытывают сами, работая творчески, самостоятельно. Вызвать эмоциональный отклик у других людей, принести своим творчеством радость. Поэтому ребята с удовольствием ведут выставочную деятельность. Именно участие в различных выставках, поддерживает у ребенка творческий интерес к художественной деятельности и тем самым развивает его способности.
Самые первые выставки – классные. Для ребят это престижно, они с гордостью демонстрируют сверстникам и родителям первые художественные успехи. Следующая выставка школьная, сборная из работ всех классов, затем сборная – городская, выставка совместная с преподавателем – учитель, ученик. И в итоге, ребёнок задумывается и в дальнейшем планирует персональную выставку.
Участие в выставках детского творчества и совместных выставках с преподавателем, с личным выступлением и высказыванием своей точки зрения, личного суждения и помощи в размещении экспозиции также способствует и поддержанию творческого настроя и даёт возможность почувствовать себя художником, проникнуться творческой атмосферой. Этому способствуют и посещение совместно с преподавателем творческих мероприятий, мастерских, встреч с художниками, студентами, молодёжными объединениями.
Почувствовав, что творческая атмосфера на выставке своего преподавателя приносит людям положительные эмоции, ребёнок задумывается об экспозиции своих работ. «Значит, я тоже могу приносить людям радость своим творчеством», ребёнок планирует персональную выставку, как итог своей творческой победы, чаще это происходит на последнем году обучения, в результате которого он представляет не только грамотно выполненные работы, а свою философию, творческое суждение, тщательно анализируя, что необходимо сказать зрителю и в какой технике её выполнить, эти выставки значительно отличаются от учебных.. Следовательно, благодаря выставочной деятельности ребёнок делает шаг в будущее, где в дальнейшем выбирает для себя творческую специальность.
Выставка является мощным стимулом в развитии ребёнка и влияет на выбор профессии.
Выставочная деятельность – важное условие, стимулирующее творческие способности, результат работы преподавателя со способными детьми.