Развитие творческих способностей младших школьников через занятия квиллингом


В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно - исследовательской деятельности.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательныйпроцесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости отобласти исследования)
Проектный метод обучения -
это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того ши иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
“Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу.”. Очень часто учитель начальных классов слышит такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Задачи проектно - исследовательской деятельности:
- Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях,
Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Проектно- исследовательская деятельность осуществляется
самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы
План работы над исследовательским проектом
Подготовительный, или вводный (погружение в проект) Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Определение цели, формулирование задач.
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Поисково-исследовательский этап
Определение источников информации.
Планирование способов сбора и анализа информации.
Подготовка к исследованию и его планирование.
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап
Предзащита проекта (в классе)
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к публичной защите проекта:
определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
стендовая информация о проекте.
Заключительный этап
Публичная защита проекта.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Итоговая конференция
Классификация творческих работ (типы работ):
реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников, предполагают выполнение задач сбора и представления максимально полной информации по избранной теме «Современные представления о.»
экспериментальные - написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменений исходных условий:
«Исследование зависимости.»проектные - связаны с планированием, достижением в процессе некоторых действий определенного результата и описание этого результата (построение установки, нахождение объекта, социально - экологические акции):
« Установление места нахождения.»Этапы проектной деятельности
мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительный(определяется тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературойи другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективномобсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на: конкурсах; праздниках; выставках; акциях;
конференциях и т.д.
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированное™ у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
к о м м у н и к а т и в н ы х.
Организация массовой работы школьников над проектам
и позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Проектная деятельность ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Предполагаемые результаты:
формирование У УД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Проектно - исследовательскую деятельность можно вводить на любом уроке. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты и исследования можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой исследовательской работы на уроке является групповая работа.
Метод проектов необходимо реализовывать с 1 класса.
В рамках традиционных учебных занятий используют:
проблемное введение в тему урока (познавательные У УД)
постановку цели и задач урока совместно с учащимися (целеполагание- регулятивные УУД)
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания (планирование - регулятивные УУД; коммуникативные УУД)
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе (коммуникативные УУД)
выдвижение идеи (мозговой штурм) (логические - познавательные УУД)
постановку вопроса (коммуникативные УУД)
формулировку предположения (гипотезы) (познавательные УУД)
обоснованный выбор способа выполнения задания познавательные
УУД)составление аннотации к прочитанной книге, картотек (коммуникативные УУД)
поиск дополнительной литературы (познавательные УУД)подготовку доклада (сообщения) (коммуникативные УУД)
самоанализ и самооценку, рефлексию (познавательные и регулятивные УУД)
поиск альтернативных способов решения проблемы (познавательныеУУД)Через работу7 над художественным произведением, мы переходим к практической значимости проекта. Работа над проектом развивает творческие способности обучающихся и формирует познавательные потребности. Обучающийся получает удовольствие от проекта. Проекты могут быть групповые, парные и индивидуальные.
Работая над произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.», сначала мы знакомимся с текстом сказки. Затем начинаем составлять план проекта. Делимся на группы, и каждая группа выбирает понравившийся эпизод произведения, над которым будет работать. На уроках технологии они изготовляют кукол, строят здания из подручного материала. На уроках изобразительного искусства обучающиеся группой изображают пейзаж природы, составляют на плакате из рисунков одно целое. На обобщающем уроке литературного чтения защищают свой проект.
Работая над произведением М. Гаршина «Лягушка - путешественница», дети сами учатся задавать вопросы друг другу. Наиболее удачные вопросы записывают и задают классу. Поработав над содержанием сказки, дети индивидуально сочиняют конец произведения. Для того, чтобы сказка получилась интересной, дети должны прочитать дополнительную литературу о лягушках, чем они питаются, как и где зимуют. Оформляют свой проект сказки на альбомном листе, делают поделку или рисунок. На заключительном уроке каждый защищает свой проект.
Работаю по программе УМК Занкова, где предполагается использование на уроке проектно - исследовательской деятельности.
В своей работе по формированию У УД отдаю предпочтение именно ей. Так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
А как известно, знания, добытые исследовательским путем, самые прочные.