Рабочая программа по внеурочной деятельности «Патриот» Направление: социальное 5-8 класс


Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

Рассмотрено
на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла, технологии, ОБЖ, физич.культуры
Протокол
от «27» мая 2016 г. №5
Руководитель МО
____________Н.А. Насонова
Согласовано
Зам. директора по ВР
_____О.В. Ядрышникова
«30» августа 2016 г.
Утверждено
Приказом директора
Салемальской школы-интерната
от «31» августа 2016 г. №547-ОД
_______И.А. Огородникова





Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Патриот»
Направление: социальное
5-8 класс
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов в год

40 мин
2
2 часа - 5,6 класс
70 часов


Составитель: Асулханов Ю.М, преподаватель-организатор ОБЖ



Салемал 2016
Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что полученные на занятиях кружка знания и умения становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего развития, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же знаниями, умениями и навыками сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать патриотом своей Родины. Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ внеурочной деятельности, программой добровольной подготовки к военной службе, Уставом военно-патриотического клуба. Программа «Патриот» направлена на интеллектуальное, физическое и нравственное воспитание юношей, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для подготовки воспитанников к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, а так же формирования общей культуры юнармейцев клуба на основе мотивированного усвоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, для мальчиков и девочек, начиная с 11 лет. Занятия проводятся по1 часу 2 раза в неделю в 2 группах. Одна группа состоит из учащихся 5,6 классов, вторая группа из учащихся 7,8 классов. Занятия проводятся в учебном классе, спортивном зале, на игровых площадках.
Цель программы:
Создание условий для формирования профессионально-значимых знаний, умений, навыков и качеств, необходимых защитникам Родины и формирование физически здоровой, личности, ориентированной на духовно- нравственные и социальные ценности.
Задачи:
 
Образовательные: 
-Совершенствовать умения и навыки необходимые юному нахимовцу;
-Содействовать приобщению детей к вопросам личной и коллективной безопасности, заинтересованности в предотвращении чрезвычайных ситуаций, оказанию само и взаимо помощи, умелым и быстрым действиям в любой ситуации;
-Содействовать в приобретении детьми навыков противодействия опасным и вредным факторам природного, социального и медицинского характера;
-Содействие в реализации президентских, правительственных и региональных программ, направленных на обеспечение экологической, медицинской и информационной безопасности;
-Расширить кругозор учащихся в области туризма, краеведения.
 
Развивающие:
-Привить  учащимся  навыки  самостоятельности,  и  самоорганизации,  потребность  в  непрерывном  самообразовании  и  самосовершенствовании.
-Развивать  творческие  и  интеллектуальные  способности.
-Содействовать  профессиональной  ориентации.
 


Воспитательные:
-Формировать  определенные  черты  характера,  необходимые нахимовцу:  силу  воли,  выдержку,  смелость,  решительность,  мужество, терпение,  трудолюбие,  сопереживание.
-Воспитывать  в  учащихся коммуникабельность,  чувство  коллективизма,  сотрудничества,  взаимовыручки.
-Приобщать  учащихся  к  нормам  и  ценностям  общества,  адаптировать  к  условиям  среды.
Принципы  построения  программы:
Данная  программа  для  своей  реализации  требует  соблюдения  следующих  педагогических  принципов:
  Сознательность  и  активность:
Воспитанники должны  ясно  понимать  цели  и  задачи  предстоящей  работы:  что,  почему  и  как  нужно  делать,  никогда  механически  не  выполнять  заданий,  не  осознав  их.  Для  этого  педагог  должен  объяснить  важность  и  значение  каждого  этапа  работы,  раскрыть  перспективы.
Педагог,  часто  используя  на  занятиях  вопрос  «почему?»,  воспитывает  активного  учащегося  сегодня – завтра   активного  члена  общества.
Наглядность:
Использование  наглядных  пособий  способствует  лучшему  усвоению  материала,  информация  запечатлевается  в  памяти  человека   легко,  быстро  и  надежно.

Прочность:
Для  прочного  усвоения  знаний  педагог  должен  применять  яркое  изложение  теоретического  материала,  наглядные  пособия,  игры,  кроссворды,  конкурсы,  дискуссии
Во  время  изучения  нового  всегда  связывайте  его  с  ранее  пройденным,  повторяйте  старое  в  новом.
Доступность.
Практическая  реализация  принципа  осуществляется  путем  изучения  материала:  от  простого  к  сложному,  от  легкого  к  трудному,  известного  к  неизвестному.
Доступность  не  означает  легкость  обучения,  функция  педагога  не  в  том,  чтобы  облегчить  труд, а  в  том,  чтобы  помочь,  направить,  дать  кончик  нити  для  самостоятельного   анализа. 

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
Задача формирования у подростков командирских навыков решается на протяжении всего обучения в ВПК, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни. В основу формирования командирских навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке. При обучении подростков следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач клуба и возрастных особенностей его членов. В течение учебного года подготовленность юнармейцев проверяется на соревнованиях по военно-прикладным видам спорта и контрольных занятиях по отдельным дисциплинам. Итоги учебы по военной подготовке подводятся ежегодно в конце учебного года, и после окончания учебно-полевого сбора. В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, при изучении и использовании имитационных средств, а также при проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности.
Обучающие,  тренировочные,  контролирующие.
- Познавательные,  воспитательные,  развивающие.
- Репродуктивные,  продуктивные,  творческие.
- Коммуникативные,  диагностические, профориентационные,  психологические.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделять:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделять:
- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Изучение программы «Патриот» ориентировано на межпредметные связи с такими предметами учебного плана как: ОБЖ, физическая культура, география, биология, история.
Особенности реализации программы:
Формы работы:                         
Коллективные.                               
Групповые                                    
Индивидуальные.                         
  Методы работы:
Наглядные
Практические
Теоретические
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И КОНТРОЛЯ
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: соревнования, конкурсы, тестирование.

Личностные, метапредметные (компетентностные)
и предметные результаты освоения курса.

Изучение данного курса способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательнойдеятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


При этом, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.





ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:
По тактической подготовке:
Наименование норматива
Оценка


5
4
3
Снижение оценки

Передача трёх сигналов управления (мин)
1
2
3
Неверно расположены в руках флажки по цветам, неверное движение рук.

Способы передвижения солдата в бою – перебежка 100м (мин)
1,5
2
2,5
Передвижение без учёта рельефа местности. Отсутствует наблюдение за противником. Ошибки в положении корпуса, оружия, в действиях при остановках на промежуточном и конечном пунктах.

Способы передвижения солдата в бою – переползание 25-30м (мин) по-пластунски
2
2,5
3
Передвижение без учёта рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы.

Способы передвижения солдата в бою – переползание 25-30м (мин) на получетвереньках
2
2,5
3
Передвижение без учёта рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы.

Способы передвижения солдата в бою – переползание 25-30м (мин) на боку
2
2,5
3
Передвижение без учёта рельефа местности. Неправильно выбрано место для ведения огня. Отсутствует наблюдение за местностью и противником. Для укрытия не используются местные предметы.


По огневой подготовке:
№ п/п
Наименование норматива
Оценка



5
4
3
Снижение оценки

1.
Неполная разборка автомата (сек)
18
20
25
Не осмотрен патронник. Нарушена последовательность разборки. Отдельные части разложены беспорядочно. Извлечение частей производится с большим усилием.

2.
Сборка автомата (сек)
30
35
40
Нарушена последовательность сборки. Соединение частей производится с большим усилием. Не произведён спуск курка. Не проверена работа частей и механизмов. Автомат не поставлен на предохранитель.


Стрельба из пневматической винтовки расстояние 5 метров, 5 выстрелов, мишень № 8
Возраст стрелков
Положение для стрельбы
Оценка за выбитые очки



юноши
девушки



5
4
3
5
4
3

10 – 11 лет
Сидя, лёжа,

·25
19
13
25
18
11


с колена,
22
16
10
22
15
8


стоя
20
14
8
20
13
6

12 – 13 лет
Сидя, лёжа,
30
24
18
30
23
16


с колена,
27
21
15
27
20
13


стоя
25
19
13
25
18
11

14 – 15 лет
Сидя, лёжа,
35
29
23
35
28
21


с колена,
32
26
20
32
25
18


стоя
30
24
18
30
23
16


По физической подготовке:
Дистанция кросса, км.
14 – 16 лет
17 – 18 лет


5
4
3
5
4
3

1
3.30
3.40
4.00
3.20
3.30
3.40


Наименование нормативов
14 –16 лет
17 –18 лет


5
4
3
5
4
3

Подтягивание на перекладине
12
10
8
16
14
12

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях
6
5
4
12
8
6

Выход силой
4
1
-
10
8
6

Поднос прямых ног к перекладине
9
6
5
12
10
8

Силовой комплекс
40
32
28
60
46
40

Прыжок в длину с места
2.20
2.10
2.05
2.50
2.30
2.20



По военной топографии:
Наименование норматива
Оценки


5
4
3
Снижение оценки

Определение сторон горизонта по компасу (мин)
2
3
4
Неумение пользоваться компасом. В качестве ориентиров выбраны плохо заметные на местности предметы.

Определение сторон горизонта по солнцу и часам (мин)
2
3
4
Неверно расположены часы по отношению к солнцу. Юнармеец не знает, какой угол на циферблате делят пополам до полудня или после полудня. Ориентиры выбраны неудачно.

Определение магнитного азимута по компасу на указанный предмет
2
3
4
Неумение пользоваться визиром компаса. Неумение произвести отсчёт по компасу. Ошибка в определении азимута превышает 6(.


По РХБЗ:
№ п/п
Наименование норматива
Оценка



5
4
3
2

1.
Надевание противогаза
10
12
14
наличие складок, при которых возможно попадание воздуха под шлем-маску; не полностью прикручена фильтрующая коробка; не свой размер шлем-маски.
При надевании противогаза не закрыты глаза, не задержано дыхание, нет резкого выдоха; перекошена шлем-маска

2.
Надевание респиратора
10
11
12
Не свой размер респиратора
Концы носового зажима не прижаты к носу


По медицинской подготовке:
Наименование норматива
Оценка


5
4
3
Снижение оценки

Временная остановка кровотечения (сек)
30
50
60
Конечность чрезмерно перетянута жгутом. Жгут наложен на несоответствующую область. Жгут наложен на оголённое тело без подкладки. Кожа ущемлена жгутом. Не оставлена запись с указанием времени наложения жгута.

Оказание первой помощи при переломе конечности – плечо (мин)
3
5
7
Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины.

Оказание первой помощи при переломе конечности – предплечье (мин)
3
3,5
4
Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины.

Оказание первой помощи при переломе конечности – нога (мин)
5
6
7
Неточно подогнана шина. Неосторожное обращение с раненой конечностью при наложении шины. Недостаточная фиксация шины. Нарушение последовательности наложения шины.

Надевание противогаза на поражённого (сек)
15
20
25
Маска надета не полностью. Очки находятся не против глаз.








Содержание программы
Программа сосоит из следующих тем:
Вооружённые Силы России. История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура ВС РФ на современном этапе. Виды ВС, рода войск РФ (2ч);
Боевые традиции Российских Вооружённых Сил. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дни Воинской Славы России. Победные дни России. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы, Государственная и военная символика России (2ч);
Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового (танкового) взвода (2ч);
Основы современного общевойскового боя. Действия солдата в бою. Обязанности личного состава отделения в бою (2ч);
История развития отечественного стрелкового оружия. Автомат Калашникова. Материальная часть АКМ, подготовка автомата к стрельбе. Порядок неполной разборки и сборки АКМ (6ч);
Основы и правила стрельбы из АКМ. Меры безопасности при выполнении учебных стрельб. Изготовка к стрельбе лёжа и производство выстрела. Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки лёжа (6ч);
Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки сидя. Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки стоя (6ч);
Ручные осколочные гранаты РГД-5, Ф-1. Назначение и устройство. Метание гранат по цели (6ч);
Строевой устав ВС РФ. Общие положения. Строевые приёмы и движение без оружия. Команды, строевая стойка, строи отделения. Повороты на месте. Размыкание и смыкание строя (4ч);
Строевые приёмы и движение без оружия. Повороты в движении (3ч);
Отдание воинского приветствия в движении (4ч);
Строевые приёмы и движение без оружия в составе отделения (4ч);
Строевые приёмы и движение без оружия в составе отделения. Отдание воинского приветствия в строю (3ч);
Исполнение строевых песен (2ч);
Контрольное занятие (2ч);
Уставы ВС РФ – закон воинской службы. История создания уставов в России. Устав внутренней службы ВС РФ. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Обязанности солдата. Составы военнослужащих и воинские звания (2ч);
Комплексное занятие. Комплексы вольных упражнений. Подтягивание на перекладине. Прыжки в длину с места. Прыжки через козла. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Подъём туловища из положения лёжа. Бег 10х10 м. Жим, рывок и толчок гири 16 кг (только с 7 класса) (2ч);
Преодоление полосы препятствий (2ч);
Кроссовая подготовка. Кросс на 1 (3) км. Лыжная подготовка. Марш-бросок (1ч);
Контрольное занятие. Подтягивание на перекладине. Прыжки в длину с места. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Подъём туловища из положения лёжа. Бег 10х10 м. Жим, рывок и толчок гири 16 кг (только с 7 класса) (1ч);
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным предметам и солнцу (1ч);
Выживание в природных условиях. Разведение костра. Подача сигналов бедствия. Строительство временного укрытия. Очистка воды. Питани (1ч);
Оружие массового поражения. Ядерное оружие и защита от него. Биологическое и бактериологическое оружие и защита от него.
Обычное и зажигательное оружие и защита от него (1ч);
Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими (1);
Виды ран. Правила оказания ПМП при ранениях. Остановка кровотечения. Наложение повязок (1ч);
Виды ожогов и обморожений. ПМП при ожогах и обморожениях (1ч);
Виды переломов. ПМП при переломах костей (2ч)









Планируемые предметные результаты освоения программы
по внеурочной деятельности «Патриот»

5 класс, 6 класс

Выпускник научится:

Методам  работы  среди  населения  по  предотвращению  нечастных  случаев  на  воде. Устройству  пневматической винтовки, пистолета.
Истории  создания  стрелкового  оружия. Способам  преодоления  препятствий. Устройству  автомата  Калашникова. Способам  самонаведения  преград,  спусков  и  подъемов. Простейшим способам  самообороны.
Основным положениям истории и боевых традиций Вооружённых Сил России их состава, структуры, организации управления и комплектования; Распознавать Государственную и военную символику России; уставов Вооружённых Сил России; Основы тактической, огневой, строевой, медицинской, топографической подготовки, оружия массового положения Особенностям воинской службы, размещению, быту и взаимоотношениям между военнослужащими, многообразию воинских профессий;


Получит возможность научиться
Стрелять из  пневматической  винтовки  и  пистолета.
Собирать и  разбирать  автомат Калашникова,  заряжать  обойму.
Применять  простейшие  способы  самообороны.
Наводить  преграды,  спуски  и подъемы.
Преодолевать препятствия.
обращаться со стрелковым оружием, уходу за ним и мерах безопасности при ведении огня;
применять основные приемы самозащиты;
действовать в качестве солдата в современном бою;
ориентироваться на местности, использовать карту, компас, курвиметр и т.д.; выживать в природных условиях;
владеть строевыми приемами на месте и в движении без оружия и с оружием в составе отделения, командовать отделением;
пользоваться индивидуальными средствами защиты и приборами радиационной и химической разведки;
оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах;
исполнять бальные танцы;
действовать в соответствии с требованиями воинской дисциплины, общевоинских Уставов, воинской этики.



Учебно-тематическое планирование

№ п\п
Тема занятия
Количество часов
Из них
Виды деятельности учащегося




теория
практ.


1-2
Вооружённые Силы России. История создания Вооруженных Сил России.
Организационная структура ВС РФ на современном этапе. Виды ВС, рода войск РФ.
2
2

Учебный диалог, презентация учителя

3-4
Боевые традиции Российских Вооружённых Сил. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дни Воинской Славы России. Победные дни России.
Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Государственная и военная символика России.
2
2

Учебный диалог, презентация учителя

5-6
Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового (танкового) взвода.
2
2

Учебный диалог, презентация учителя

7-8
Основы современного общевойскового боя.
Действия солдата в бою. Обязанности личного состава отделения в бою.
2
2

Учебный диалог, презентация учителя

9-14
История развития отечественного стрелкового оружия. Автомат Калашникова. Материальная часть АКМ, подготовка автомата к стрельбе. Порядок неполной разборки и сборки АКМ.
6
2
4
Практическое занятие

15-20
Основы и правила стрельбы из АКМ. Меры безопасности при выполнении учебных стрельб. Изготовка к стрельбе лёжа и производство выстрела. Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки лёжа.
6
2
4
Практическое занятие

21-26
Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки сидя. Выполнение начального упражнения из пневматической винтовки стоя.
6
2
4
Практическое занятие

27-32
Ручные осколочные гранаты РГД-5, Ф-1. Назначение и устройство. Метание гранат по цели.
6
2
4
Практическое занятие

33-36
Строевой устав ВС РФ. Общие положения. Строевые приёмы и движение без оружия. Команды, строевая стойка, строи отделения. Повороты на месте. Размыкание и смыкание строя.
4
2
2
Учебный диалог, презентация учителя

37-39
Строевые приёмы и движение без оружия. Повороты в движении.
3

3
Практическое занятие

40-43
Отдание воинского приветствия в движении.
4

4
Практическое занятие

44-47
Строевые приёмы и движение без оружия в составе отделения.
4

4
Практическое занятие

48-50
Строевые приёмы и движение без оружия в составе отделения. Отдание воинского приветствия в строю.
3

3
Практическое занятие

51-52
Исполнение строевых песен.
2

2
Практическое занятие

53-54
Контрольное занятие.
2

2
Практическое занятие

55-56
Уставы ВС РФ – закон воинской службы. История создания уставов в России. Устав внутренней службы ВС РФ. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Обязанности солдата. Составы военнослужащих и воинские звания.

2
2

Учебный диалог, презентация учителя

57-58
Комплексное занятие. Комплексы вольных упражнений. Подтягивание на перекладине. Прыжки в длину с места. Прыжки через козла. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Подъём туловища из положения лёжа. Бег 10х10 м. Жим, рывок и толчок гири 16 кг (только с 7 класса).
2

2
Практическое занятие

59-60
Преодоление полосы препятствий.
2

2
Практическое занятие

61
Кроссовая подготовка. Кросс на 1 (3) км. Лыжная подготовка. Марш-бросок.
1

1
Практическое занятие

62
Контрольное занятие. Подтягивание на перекладине. Прыжки в длину с места. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Подъём туловища из положения лёжа. Бег 10х10 м. Жим, рывок и толчок гири 16 кг (только с 7 класса).
1

1
Практическое занятие

63
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным предметам и солнцу.
1

1
Практическое занятие

64
Выживание в природных условиях. Разведение костра. Подача сигналов бедствия. Строительство временного укрытия. Очистка воды. Питание
1

1
Практическое занятие

65
Оружие массового поражения. Ядерное оружие и защита от него.
Биологическое и бактериологическое оружие и защита от него.
Обычное и зажигательное оружие и защита от него.
1
1

Учебный диалог, презентация учителя

66
Индивидуальные средства защиты и правила пользования ими.
1

1
Практическое занятие

67
Виды ран. Правила оказания ПМП при ранениях. Остановка кровотечения. Наложение повязок.
1

1
Практическое занятие

68
Виды ожогов и обморожений. ПМП при ожогах и обморожениях.
1

1
Практическое занятие

69-70
Виды переломов. ПМП при переломах костей.

2

2
Практическое занятие


И того:
70часов
21 час
49 часов



















Методическое обеспечение программы
«Патриот»

Конкретные методы, используемые при реализации программы,
В воспитании:
-методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучения, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения)
Нормативно – правовое обеспечение программы:
-Конституция РФ
-Конвенция «О правах ребенка»
-Устав образовательного учреждения
-Учебный план
-План воспитательной работы ОУ.
Материально - техническое обеспечение:
-кабинет ОБЖ ОУ и его оснащение; (макет автомата, винтовки ПВ, пулеулавливатели, гири, гантели, тренажеры, маты гимнастические, компасы, гранаты, мины, противогазы, ОЗК, Л-1, флажки, пожарный костюм и др.)
Информационное обеспечение:
-обзор аналитической информации
-оформление информационных стендов
-банк данных (разработка уроков, беседы для учащихся, лекций и беседы для родителей, разработка внеклассных мероприятий );
Научно-методическое обеспечение:
-Государственный образовательный стандарт основного общего образования
-методические рекомендации по курсу ОБЖ, по проведению игр «Зарница» и «Учебно-полевые сборы»
-учебники ОБЖ, ПДД. Строевой устав ВС, наставление по пожарному делу, наставление по стрельбе
-методические рекомендации для родителей, обучающихся и педагогов.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Сборник нормативных документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М: «Мнемозина», 2003.
В.В. Усманов: Содержание и организация деятельности районного кабинета военно-профессиональной направленности молодежи - Курган: «Парус-М», 2002.
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации - М.: Воениздат, 2004.
С. В. Ефимов, Н.В. Мамаев: Методические рекомендации организации обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе - Тарко-Сале: «Северный луч», 2003.
Основы военной службы: Учебное пособие для классов военно-спортивной направленности / В.А. Антонов, О.В. Коротаева, Б.Н. Суняйкин; Под ред. В.В. Усманова - Курган, 2004.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е издание. Авторы: Смирнов А.Т., Мишин Б.Н., В.А. Васнев Москва «Просвещение» -2003 г.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. 4-е издание, исправленное и дополненное. Авторы: Смирнов А.Т., Мишин Б.Н., В.А. Васнев Москва «Просвещение» -2003 г.
Основы военной службы. Среднее профессиональное образование. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. Москва «АСАДЕМА». 2002 г.
Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан Автор: В.И. Бачевский. ООО «Редакция журнала «Военные знания» 2001г.
Журнал «Завуч» №5, 2003 года. Макаров В.А. «Быть, а не казаться». Кирсанов В.В., Катомин Н.Н. «Из опыта работы Первого Московского кадетского корпуса».
Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. Автор: С.Э. Некляев. Москва. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 2003 г.
Журналы «Военные знания» 2003-2006 гг.
Журналы «Патриот Отечества» 2003-2006 гг.
Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности» 2003-2006 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Библиотечка «Военные знания». Дни воинской славы России. Москва. 2003 г.
Библиотечка «Военные знания». Основы военной службы. Строевая подготовка. Учебное пособие. Москва. 2004 г.
Библиотечка «Военные знания». Основы военной службы. Военная топография. Учебное пособие. Москва. 2004 г.
Библиотечка «Военные знания». Основы военной службы. Уставы Вооружённых Сил. Учебное пособие. Москва. 2004 г.
Учебное пособие по разделу «Основы военной службы». «Огневая подготовка». Авторы: А.Н. Иванов, И.С. Степанов. «Армпресс»2002 г.
Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» «Защита отечества - обязанность каждого гражданина» Выпуск 1. В.В. Смирнов, Г.Я. Чернышев, М.И. Горбылёв. ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2003 г.
Библиотечка патриота Отечества. «Символы России и Вооружённых Сил». Авторы: А.Н. Иванов, М.Г. Иванович. «Армпресс». 2001г.
Учебное пособие по разделу «Основы военной службы». «Боевые традиции Вооружённых Сил. Символы воинской чести». Авторы: А.Н. Иванов, А.В. Воронин. «Армпресс». 2001 г.
Приложение
Смета для реализации программы в расчете на 1 ребенка
Смета


Наименование
Количество

1
Бумага А 4
2

2
Клей карандаш
1

3
Пульки для ПВ
2 пачки

4
Мел
1

5
Бинт
2


15