Презентация к уроку литературы По страницам русских комедий XVIII-XIX веков Театральный калейдоскоп


Выполнила Лавлинская Наталья Леонидовна,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №73 Советского района г. Ростова-на-Дону ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП По страницам русских комедийXVIII-XIX веков РУССКИЕ ПЬЕСЫ XVIII-XIX ВВ «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище,- писал В. Г.Белинский в 1845 году.- У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного». Д. И. ФОНВИЗИН Ф. Г. ВОЛКОВ ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН1745-1792 Любовь к театру зародилась у Фонвизина еще сгимназических лет. Он посещал спектакли студенческого университетского театра и пробовал сам участвовать в них. Первое посещение театра произвело на Фонвизина неизгладимое впечатление: «Играли русскую комедию… Тут видел я Шумского, который шутками своими так меня смешил, что я, потеряв благопристойность, хохотал изо всей силы.Действия, произведенного во мне театром,почти описать невозможно…» Вскоре Д.И. Фонвизин познакомился с выдающимся русским актером Ф.Г.Волковым и с «славным нашим актером» И.А. Дмитриевским, дружбу с которым сохранил до конца своих дней. ВОЛЬТЕР ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ Первым опытом Д.И.Фонвизина в области драматургии был перевод трагедии Вольтера «Альзира». Следующая пьеса «Корион»-перевод-переделка сентиментальной драмы французского писателя Грессе «Сидней».Первая оригинальная комедия Фонвизина – «Бригадир»(1769г.) Григорий Александрович Потемкин ПЕРВАЯ РУССКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ В 1781 Д.И.Фонвизин написал (поставлена в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По одному из свидетельств, «публика аплодировала пиесу метанием кошельков». Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». Пьеса была новым словом в русской драматургии, это — первая русская социальная комедия. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В «НЕДОРОСЛЕ» Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча «недоросля» Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от предшествующих произведений Фонвизин для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в «Недоросле» единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В «Недоросле» чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения, ОЦЕНКА СОВРЕМЕННИКОВ В. Г. Белинский полагал, что «русская комедия началась только с Фонвизина», Н. В. Гоголь назвал «Недоросля» «истинно-общественной» комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, «Скотининых чета седая» является среди гостей в доме Лариных («Евгений Онегин») Александр Сергеевич Грибоедов1795-1829 Грибоедов очень любил театр и частоего посещал:Люблю толпящийся народЯ , при раздаче лож и кресел;Кому терпенье - труден вход,Тот получил себе – и весел,Но вот ему возврата нет !Стеной густеют непроломной,Толпа растет, и рокот громный,И голоса: билет! билет!Грибоедов покорился волшебному влиянию дивного мира театра. Шаховской А.А. Вяземский П.А. Катенин П.А. Первые драматургические произведения Грибоедова А.С. Первый опыт драматурга – перевод пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Семейная тайна». Так получилась комедия «Молодые супруги», которая была поставлена в Петербургском театре в 1815 году. Пьеса имела успех. В ней играли лучшие актеры- сестры Семеновы, Сосницкий, Брянский.Для комедии А.А.Шаховского (директора театра) «Своя семья, или Замужняя невеста» Грибоедов написал сцены в стихах.Вместе со своим приятелем А.А.Жандром пишет комедию «Притворная неверность»; вместе с П.А.Вяземским – водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»; вместе с П.А. Катениным – комедию «Студент», в которой обратился к изображению нравов и петербургской жизни. Образ знатного барина Звездова явился первым наброском к образу Фамусова. «ГОРЕ ОТ УМА» Весь 1823 год Грибоедов трудится над комедией «Горе от ума». В сентябре в Москве поэт читает комедию друзьям. Чтобы напечатать «Горе от ума» и поставить ее на сцене, Александр Сергеевич едет в Петербург. Но напечатать комедию так и не удалось - она стала рукописной. Первое полное издание комедии было осуществлено лишь в 1862году. Первая профессиональная постановка была сделана в 1831 году. Николай Васильевич Гоголь1809-1852 С 1821 по 1828 годы Н.В.Гоголь обучался в Нежинской гимназии высших наук. Воспитанники гимназии внимательно следили за современной литературой. Интерес к литературе переходил в интерес к театру. При постановке на школьной сцене пьес русского и западноевропейского репертуара Гоголь выступал и как режиссер, и как декоратор, и как актер. Юному дарованию предсказывали артистическую карьеру. Но Гоголя постигланеудача и как литератора, и как актера, и на «службе государству». Погодин М.П. Гоголь Н.В. Театральные интересы Н.В.Гоголя Театральные интересы занимали большое место в жизни Н.В.Гоголя. Уже в 1832 году он задумал создать комедию: «Я не писал тебе: я помешался на комедии,» - пишет Гоголь в письме М.П.Погодину. Эта комедия должна была называться «Владимир 3-й степени», но не состоялась.В 1833 году Гоголь начинает писать комедию на семейно-бытовую тему – «Женитьба». Окончательный вариант пьесы появляется в 1842 году. Это уже социальная комедия из купеческо-чиновничьей жизни.В 1837 году в «Современнике» появляется статья Гоголя «Петербургские записки 1836 года», посвященные драматургии и театру. Гоголь утверждал для русской сцены новый художественный метод – реализм.В 1842 году была закончена пьеса «Театральный разъезд после представления новой комедии» Пушкин А.С. Николай I «РЕВИЗОР» Сюжет комедии «Ревизор» был подарен Гоголю А.С.Пушкиным.В начале декабря 1835 года пьеса была закончена. 19 апреля 1836 года комедия была поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Пьеса была встречена неоднозначно. Николай I по окончании спектакля сказал: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».Реакционная критика назвала новую комедию «невозможностью, клеветою, фарсом».Декабристская критика отметила удивительную правдивость Гоголя, силу комизма, назвав «Ревизор» шедевром. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1823-1886 Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он посправедливости должен называться «Театр Островского». Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому «БАНКРОТ» или«СВОИ ЛЮДИ- СОЧТЁМСЯ!»1849 « Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю номерчетвертый.» В.Ф. Одоевский (1803 или 1804?-1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения, председатель «Общества любомудрия». Погодин М.П. Гоголь Н.В. Садовский П.М. Первые отклики на комедию «Банкрот» 4 декабря 1847года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал пьесу «Свои люди – сочтемся!» в доме М.П.Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слушатели приняли ее с восторгом.Присутствовавший начтении Н.В.Гоголь тут же написалодобрительный отзыв и передал его автору. Впервые пьеса была напечатана в 1850 в журнале «Москвитянин», но постановка и повторное издание были запрещены цензурным комитетом. На это решение царь наложил резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить».Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через двадцать лет после ее написания, - сначала в Петербурге, потом в Москве.В московском спектакле играли выдающиеся актеры М.С. Щепкин, П. М. Садовский. Шумная овация была устроена артистам и автору после спектакля. Молодежь вынесла Островского на руках на улицу, без шубы, в 20-градусный мороз, намереваясь нести его до дома. Но кто-то бросил драматургу шубу, и его усадили в сани. Несколько сотен человек сопровождали писателя до самого дома. Только через 20 лет, в 1881 году пьеса была поставлена в неискаженном виде под руководством самого А.Н.Островского. Щепкин М.С. Сценическая история комедии «Банкрот» Продолжатели традиций русского театра Чехов А.П. Горький А.М. Булгаков М. А.