Презентация к уроку русского языка по подготовке к экзаменационному изложению и сочинению-рассуждению.


«Подготовка к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения в экзаменационной работе ОГЭ»Урок русского языка в 9 классеРазработан учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Семушкиной О.А.Хабаровск2016 Познание необходимо. Но смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше: тогда больше можно успеть еще в молодости. Время благоприятствует молодым. ( Из периодической печати)В тексте говорится о…Этот текст о…Автор текста рассуждает о…Автор считает, что… Он советует…Автор полагает, что… Он утверждает, что…Мнение автора таково…


Исключение Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений – даже из других областей знаний, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа. ( По Е. Велтистову) ОбобщениеГрамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования. (По Л. Толстому)Человеку свойственно искать причины для тревог и волнений. (ПО А. Алексину)Научить жить – это значит научить верить во что-то лучшее в себе, в свои силы и возможности. (ПО Е. Богату)Подвергая сомнению «высокие» мысли, чувства и поступки, мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать. (По Е. Богату)



Запишите высказывания, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованиемГрамотность есть первая ступень образования.Человеку свойственно искать причины для переживаний (тревог).Научить жить – это значит научить верить в себя.Подвергая сомнению все «высокое», мы отбиваем у окружающих охоту таким образом думать, чувствовать и поступать.
style.rotation
УпрощениеЗамени придаточное обстоятельственное деепричастным оборотом.Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьев)Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.Замени придаточное определительное причастным оборотом.Прогресс, который врывается в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры. (ПО А. Битову) Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
style.rotationppt_wppt_y
ppt_y
ppt_y
Как писать сжатое изложениеВыделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.Найдите среди них главную мысль.Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.Озаглавьте каждую часть и составьте план.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?Обдумайте средства связи между частями.Запишите текст изложения на черновике. Домашнее заданиеНапишите сочинение-рассуждение на основе прочитанных текстов по теме «Какие способности личности помогают добиться успеха?».Речевые модели:Мне близка мысль автора (героя) о том. что…Чтобы сделать правильный вывод, я перечитал текст несколько раз…Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя)…Я согласен с тем, что…Я могу с уверенностью сказать, что…Некоторые сомнения у меня возникают, когда…Мне хочется сделать вывод, что…