Тренинг «Преодоление жизненных трудностей»

Тренинг «Преодоление жизненных трудностей»

Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Количество участников – 10-14 человек.
Тренинговое занятие рассчитано на работу с подростками 14-16 лет.

Ритуал приветствия.
Упражнение «Уверенно-неуверенно».
Каждому участнику предлагается выполнить какое-либо действие сначала неуверенно, затем уверенно:
Спросить: «Как поживаешь?»
Спросить: «Как твои дела?»
Улыбнуться.
II. Основная часть
Притча «О трудностях». Ведущий  предлагает послушать притчу «О трудностях».

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви А жизнь дала мне людей, о которых я мог заботиться.
Я просил благ А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Вопрос учащимся: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?
2. Блок самоанализа и самооценки. Учащимся предлагается поработать самостоятельно  и сформулировать причины жизненных трудностей человека, определить те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем ведущий прикрепляет к доске ватман, на котором выписаны трудности, встречающиеся в жизни человека. Ребятам предлагается сравнить и обсудить, что у них получилось.
3. Обсуждение упражнения.
4. Упражнение «Через три года»
Ведущий. Предлагаю вам  выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает  повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним. Ведущий просит учащихся составить список наиболее важных дел занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» так, как, будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (вопросы записаны на доске):
Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?
Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?
Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?
5. Дискуссия по упражнению
III. Заключительная часть
1. Беседа
Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если во время сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно просто прислушаться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право. Учащимся раздаются буклеты  «Советы Чарли Чаплина».
1. Не бойся принимать решение и доводить его до конца.
2Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте это.
4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
6. Не упускайте мгновения удачи.
7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя.
9. Четко определяйте свои достоинства и недостатки.
10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
11. Любите людей, и они ответят вам тем же.

15