Преодоление технических трудностей на уроках специальности


Музыканты, как известно, обладают различными техническими способностями, различна высота их « технического потолка». Есть подлинные виртуозы, поражающие блеском своего мастерства технического. Но и человек со средними музыкальными способностями может добиться вполне удовлетворительных результатов. Для этого необходимо, во-первых, правильно и достаточно много упражняться, а во-вторых, вовремя начать занятия музыкой. Последнее обстоятельство весьма существенно. Развитие техники должно осуществляться в тот период человеческой деятельности, когда еще гибки и пластичны все нервные процессы, управляющие пальцами. Важнейшей предпосылкой для развития техники является правильная постановка корпуса, рук, кистей и пальцев.
Пальцевая техника базируется на автоматизмах, то есть образовании условных рефлексов. Благодаря автоматизмам сознание освобождается от необходимости контролировать каждый звук. Укрупняется единица внимания, вследствие чего единичный волевой акт контролирует уже группу нот и при этом сознание освобождается от решения элементарных задач. Становится возможным, мысля медленно (не лихорадочно), играть быстро.
Для успешного преодоления технических трудностей необходимо прежде всего сформировать в сознании четкую слуховую цель. После того как сложились четкие слуховые представления, необходимо выработать доброкачественный автоматизм. Последний достигается многочисленными безошибочными повторениями (повторение – мать учения). Но как же исполнить сложный пассаж много раз и без ошибок. Задача слишком сложна, без упрощения её не решить. С этой целью замедляют темп и сложное целое дробят на части. Повторение в медленном темпе позволяет избежать ошибок и выработать хорошие навыки (ведь ошибки при повторении тоже запоминаются и засоряют двигательную память, - следовательно, принцип безошибочности повторений обязателен). Напрасно думают некоторые учащиеся, что, упражняясь, можно ошибаться сколько угодно. Удачное повторение приносит пользу, неудачное – вред. Степень замедления определяется уровнем технической подготовки ученика и сложностью изучаемого материала. Целое дробится на фрагменты таким образом, чтобы они «внахлёст» перекрывали друг друга (это позволит избежать мертвых зон). Во время изучения кусков не следует терять из виду перспективы целого, с тем, чтобы по мере изучения частей их последующий «монтаж» проходил безболезненно. Оптимальное количество повторений индивидуально и зависит во многом от особенностей строения и выносливости нервной системы того или иного исполнителя. Однако повторения полезны до тех пор, пока внимание не утомилось. Особенно эффективным оказывается ночной отдых, во время которого происходит «отстой техники». Недаром в народе говорят: «Утро вечера мудреннее». Подсознательные процессы, протекающие ночью в центральной нервной системе, приводят не только к отдыху и восстановлению работоспособности человека, но и закрепляют то ценное, что было достигнуто музыкантом днем в результате работы над трудными в техническом отношении эпизодами изучаемого произведения.
Перенесение технической работы на последующие дни весьма благотворно, однако впадать при этом в крайность не следует. Необходимо техническую работу доводить до известной интенсивности, с тем, чтобы в течение рабочего дня выполнить свой максимум.
Когда автоматизм выработан в медленном темпе, необходимо переходить к быстрому темпу. Но как при этом сохранить точность работы пальцев и избежать засорений в двигательной памяти. Иные полагают, что для этого достаточно играть только в медленном темпе, что в процессе медленной игры все образуется само собой. Нет, не образуется. Ходьба не учит бегу. Играя только медленно, не научишься играть быстро, для этого необходимы волевые усилия, направленные на овладение быстрой игрой, необходимы упражнения не только в медленных, но и быстрых темпах. Но как при этом сохранить принцип безошибочности повторений. В медленном темпе сознание руководит каждым звуком, в быстром – группами звуков. Поэтому в переходный период от медленного темпа к быстрому следует учить небольшие отрывки и в не слишком быстром темпе. По мере выучивания постепенно увеличиваются и темп и размеры изучаемых отрывков. Таким образом осуществляется «монтаж» отрывков в целое и переход к исполнению всей пьесы в предписываемом автором темпе.
Работу над техникой в быстром темпе не следует путать с преждевременной игрой пьесы в быстром темпе. Последняя часто приводит к забалтыванию, работа же - никогда, так как ведется над небольшими отрывками под неослабным слуховым и волевым контролем с повторением и исправлением неудавшихся мест. При преждевременном быстром проигрывании на мелкие неточности не обращают внимания и они автоматизируются.
В период перехода от медленного темпа к быстрому в исполнении появляются неизбежные ошибки. Для их успешного преодоления необходимы не многократные слепые атаки на технические трудности, а их исследование, анализ и выяснение причин неудачи.
В дальнейшем, даже в том случае, если пьеса хорошо выучена и получается в быстром темпе, во избежание «забалтывания» целесообразно систематически возвращаться к работе над пьесой в медленном и среднем темпах. Если в каком-нибудь темпе возникает ощущение неудобства и появляются неточности в технике, значит пьеса нуждается в доработке. Дорабатывая, полезно сочетать медленную сосредоточенную игру, отрабатывающую чистоту и точность движения пальцев ( накапливающую «техническую прочность» ), с проигрыванием отрывков, всего произведения в быстром темпе и с выявлением «больных мест».
Таковы общие принципы работы над техникой. Разумеется, ими не исчерпывается всё разнообразие методов и приемов этой работы. Не существует рецептов, пригодных для всех музыкантов на все случаи жизни: техника всякого музыканта индивидуальна, индивидуальными должны оставаться и методы работы над ней. Работа над техникой – творческий процесс. Каждый музыкант должен хорошо познать себя, свои особенности, свои сильные и слабые стороны и на основании этого воздвигать здание своей техники.
Список литературы:
1. Р.Терёхин, В.Апатский. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. «Музыка», 1988г.
2. Инструменты духового оркестра, сост. Б.Т.Кожевников. Издательство «Музыка», 1984г.
3. Т.Крунтяева, Н.Молокова, А.Ступель. Словарь музыкальных терминов. Ленинград «Музыка», 1985г.










































13PAGE 15


13PAGE 14115




Ў: 15тB Нижний колонтитул, Номер страницыsoftBC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Документ1.asdsoft"C:\пузик\метод доклады\доклад4.doc
·
·
·