Тьюторское сопровождение самостоятельной деятельности обучающихся


Тьюторское сопровождение самостоятельной деятельности обучающихся.
Автор. Мокрова Ирина Иннокентьевна
ГБПОУ Московский технологический колледж.
1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
Одной из основных задач, сформулированных в рамах концепции модернизации российского образования, является повышение роли самостоятельной работы обучающихся и усиление ответственности педагогов за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование уровня мотивации к обучению учащихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Самостоятельная работа, практикуемая в колледжах сегодня, носит нерегулярный характер, отсутствует разработанная система ее планирования с учетом требований государственных образовательных стандартов , количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем на основании личного опыта при отсутствии экспертной оценки сложности задания и времени, отводимого на подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления самостоятельных заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени.
Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению заданий, и к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на выполнение самостоятельной работы.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в колледже , который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Широкие возможности для решения задач организации самостоятельной работы студентов предоставляет технология тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение - особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии студента и преподавателя - тьютора , в ходе которого студент осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи, выполняет образовательное действие, а педагог создает условия для его осуществления и осмысления.
Под этим определением следует понимать:
а) совместную творческую деятельность, организованную в условиях обучения и его средствами, направленную на свободное раскрытие природных творческих потенций преподавателя и студента;
б) их совместные действия творческого характера и направленности, которые развивают креативный стиль мышления, творческие способности и качества творческой личности как студента, так и преподавателя.
Тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется, прежде всего, выстраиванием пространства совместной деятельности педагога- тьютора и обучаемого.
2.Особенности самостоятельной работы в профессиональном колледже.
Самостоятельная работа студента - это целенаправленная совокупность субъектных действий студента, осуществляемая под руководством преподавателя на основе использования средств индивидуализации учебного процесса.
В колледжах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, в ходе выполнения задания студент может получить консультацию.
Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины – в лабораториях, кабинетах.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1.Внеаудиторная самостоятельная работа;
2.Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя(тьютора);
3.Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
В процессе выполнения самостоятельной работы предусматривается четыре уровня усвоения в процессе выполнения самостоятельной работы ( В.П. Беспалько):
1)Ученический - узнавание (репродуктивные действия по образцу, с подсказкой: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д.
2)Алгоритмический – репродуктивное действие по памяти (чтение параграфа, пересказ, ответы на вопросы по содержания параграфа, решение задач по предложенному алгоритму, выполнение лабораторных и практических работ по описанию, поиск информации по сети Интернет и.др.);
3)Эвристический – продуктивная деятельность, создание субъективно новой для себя информации (выбор материала по проблемному вопросу, поиск и изучение дополнительной литературы, разработка нового варианта задания, внесение изменений в поиске информации, выполнение частично- поисковых заданий лабораторно- практических работ, задания на систематизацию и обобщение материала и др).
4)Творческий – продуктивная деятельность, результатом которой является создание объективно новой информации (подготовка докладов, написание рефератов, изобретательские и экспериментальные задания, анализ и сравнение фактов и информаций, описанных в разных источниках, нахождение проблемы и разработка плана исследования, исследовательские проекты) .
Виды исследовательской деятельности, используемые преподавателем –тьютором при организации самостоятельной деятельности студентов :
*Проблемное исследование – изучение различных литературных источников с целью освещения проблемы, формулировки собственного взгляда на проблему и проектирования вариантов её решения;
*Аналитико-систематизирующее исследование – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
*Изобретательское исследование - усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых моделей, устройств, приборов;
*Экспериментальное исследование - проведение эксперимента, методика и результаты которого уже известны науке, интерпретация самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента;
*Проектно-поисковое исследование - разработка и защита проекта, акцент обращается не на накопление фактических знаний, а на способы деятельности;
* Информационно-реферативное исследование - анализ различных научных источников с целью освещения какого-либо явления и описания научных исследований этого явления;
*Описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели должны руководствоваться требованиям к профессиональным компетенциям в рамках своей дисциплины в соответствии со специальностью колледжа.
3. Организация тьюторского сопровождения самостоятельной работы.
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов педагогом-наставником (тьютором) заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности:
3.1.Принципы организации самостоятельной работы :а) вариативный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке. Определение в учебной программе обязательных для всех студентов видов и форм работы, а также вариативных, предусматривающих добровольный выбор студентами самостоятельной работы с учетом конкретных условий, своих возможностей и перспектив
б) принцип модульности, предусматривающий разделение дисциплины на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные составные части – модули. Число модулей определяется содержанием и трудоемкостью дисциплины. По каждому модулю планируется содержание, объем, уровни и время, необходимое для выполнения самостоятельной работы.
По мере освоения студентом соответствующего модуля осуществляется промежуточный контроль усвоения учебного модуля и выполнения самостоятельной работы. Преподавателем должна быть выставлена итоговая оценка (в баллах) в рамках рейтинговой системы контроля.
Каждое учебное занятие должно работать на формирование у студента компетенции или её элемента. Студент должен знать, уметь и владеть критериями и результатами данного занятия.
в) перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащихся к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Каждое самостоятельное задание должно быть выдано с учетом диагностики индивидуальных особенностей развития студентов и способностей к обучению.
3.2.Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
Четкая постановка познавательных задач.
Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
Организация деятельности ассистентов- тьюторов из числа наиболее подготовленных студентов.
Критерии оценки, отчетности и т.д.
Виды и формы контроля ( тесты, защита творческой работы, публичное выступление, доклад ,реферат и т.д.).
3.3.Задачи тьютора по организации самостоятельной работы:
Планирование содержания индивидуальной самостоятельной работы , отбор содержания самостоятельной деятельности, видов, уровня , последовательности действий по ее осуществлению, накопления дополнительной информации , выяснению причин появляющихся отклонений достигнутых результатов от проектируемых.
Инициация внесения в самостоятельную работу студента уточнений и корректив, которые оказываются необходимыми на основе дополнительной информации о процессе и результатах реализации самостоятельной работы в ходе профессиональной подготовки студентов.
Формирование у студентов навыков самонаблюдения, сопоставления получаемых результатов с запланированными и коррекция содержания самостоятельной работы.
Обучение оперативному и обоснованному принятию дополнительных решений, необходимых для улучшения получаемых результатов реализации самостоятельной работы.
Анализ результатов реализации личностного потенциала студентов в образовании через осуществление соответствующих видов самостоятельной деятельности.
3.4.Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.
Заинтересованность преподавателей в успехе студентов.
В условиях тьюторского сопровождения, преподаватель создает необходимую учебную среду и осуществляет управление деятельностью студента, находит индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными, поддерживает в студенте заинтересованность в обучении на протяжении всего курса изучения определенного курса.
Использование в учебном процесс комплекса педагогических технологий
Применение модульной технологии, технологий контекстного и проблемного обучения, уровневой дифференциации, технологии группового и индивидуального обучения, информационных технологий, технологии консультирования и др.
Внедрение в образовательный процесс накопительных оценок
Рейтинговая система оценки знаний выполняемой самостоятельной работы в учебное время и внеаудиторной работы, индивидуальные тесты, нестандартные экзаменационные процедуры (учет качества и объема выполнения лабораторно- практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы : написание реферата, публичная защита, участие в конкурсах и их результативность и др) .
Полезность выполняемой работы
Продукты творческих проектов ( макеты, рефераты, видеофильмы и др), выполняемые студентами в ходе исследовательской работы по конкретной дисциплине используются в качестве наглядных, дидактических, методических материалов на учебных занятиях, публичная защита исследовательских работ, творческих проектов в ходе изучения нового материала на аудиторных занятиях.
Участие учащихся в исследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа в студенческом научном обществе. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или проектных работ и тд.
Поощрение учащихся за успехи в учебе и творческой деятельности .Увеличение баллов за творческий, нестандартный подходы к выполнению самостоятельных работ, за участие в организации и реализации индивидуальной самостоятельной работы других студентов в качестве ассистентов тьюторов.
Личность педагога, выполняющего тьюторское сопровождение студента в процессе выполнения самостоятельной работы.
Тьютор-это преподаватель нового типа, педагог-профессионал высокого класса с наиболее востребованными личностными и деятельностными характеристиками, обладающим аналитико-рефлексивными, коммутативными, организаторскими и прогностическими способностями. Педагог (тьютор) может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность и может помочь учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Система самоконтроля и самооценки самостоятельной деятельности студентов
«Портфолио» - современный инструмент обучения и оценки работы студентов в процессе освоения курса, в котором структурируются и систематизируется доказательства прогресса в обучении по результатам ,по приложенным усилиям, по качеству выпиленных самостоятельных работ, по материализованным продуктам учебно- познавательной деятельности
4. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
При разработке методического обеспечения самостоятельной работы выполняются требования федерального и регионального образовательного стандарта путем достижения определенного уровня образованности.
Информационный учебно - методический комплекс любой дисциплины преподавателя – тьютора содержит : рабочую программа дисциплины с указанием видов самостоятельной работы студентов, сложности заданий, времени подготовки, средства диагностики по изучению предпочтений студентов по выбору вариантов выполнения самостоятельных работ . (тесты, анкеты и др.) учебно - методическое пособие (материал для изучения темы, раздела) :опорный конспект лекций в схемах, таблицах, кратких тезисах и полнотекстовая версия курса, построенные по модульному принципу, дополнительные источники информации); методическое пособие для лабораторно - практических работ, методическое пособие по разработке « Портфолио», презентации (видеофильмы) по каждому модулю дисциплины, разноуровневые контрольно- измерительные материалы, тренировочные материалы; портфель проектных и исследовательских заданий, глоссарий , список источников, электронный журнал учета и контроля результатов.
Информационный учебно - методический комплекс выполняет следующие функции:
предоставление студенту различных средств диагностики (тесты, задания для самопроверки, анкеты и др.) с привлечением компьютерных технологий;
активных методов контроля ( входной, текущий, промежуточный, самоконтроль, итоговый контроль, контроль остаточных знаний), различных форм публичной защиты творческих и исследовательских работ ( участие в проблемном изложении теоретического материала, выступление на междисциплинарных конференция и др.).
организация персонального учета успеваемости всех студентов с построением индивидуального рейтинга;
определение не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого обучающегося, оперативное внесение любых изменений, в том числе в коэффициенты значимости того или иного вида контроля, с одновременным пересчетом всех показателей ре йтинга.
формирование навыков самооценки, самоконтроля.
Необходимо в заключении отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы с учетом уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности тьютора, поэтому представленные рекомендации требуют доработки. Их цель — помочь тьютору сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы учащихся.
Литература:1.Зарецкий, М.Ф. Наставник и педагогика Текст. / М.Ф. Зарецкий. — Л., 1876-15 с.
2.Пьянин В.С., Теория и технология сопровождения учащихся педаго¬гом-наставником (тьютором) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. — М.: УЦ «Перспектива», 2009.
3. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий – М: ЦИТО, – 2002.