Формирование аналитических компетенций у учащихся через развитие проектно- исследовательской деятельности на уроках технологии


МКОУ «Новопетровская СОШ»Формирование аналитических компетенций у учащихся через развитие проектно- исследовательской деятельности на уроках технологии Автор: Чивильдеева Ольга Васильевна,учитель технологии, 1 квалификационная категория Одна из главнейших задач стоит перед школой, не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к учёбе, желание самосовершенствоваться т.е. «научить учиться».Метод творческого проекта является дополнением традиционного обучения и имеет преимущество:Возможность увязать метод проекта с классно-урочной деятельностью.Усвоение знаний учащимися на продолжительном интервале времени, так и на оперативном (т.е. краткосрочном).Своевременно идентифицировать пробелы в знаниях.Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом даёт возможность выработать устойчивый интерес, постоянную потребность в творческом поиске, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.ИПМ №1Актуальность опыта Ведущая идея заключается в том, что проектная деятельность стимулирует учению самих учащихся, а именно:Личностно ориентирована.Используется множество дидактических подходов.Самомотивируема, вовлечение в работу по мере выполнения работы.Позволяет учиться на собственном опыте и на опыте других.Приносит удовлетворение, когда ученик видит продукт своего труда.Развивает желание, инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в группе.Прививает общую культуру школьника.Реализует индивидуальный подход в обучении.Является платформой для реализации межпредметных связей.ИПМ №2Ведущая педагогическая идея ИМП №3Новизна опытаПод новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрена информатизация образования (комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий), которая направлена на более эффективное усвоение предметного содержания материала и способствует повышению мотивации у учащихся. Поэтому, сложно представить выполнение творческого проекта без использования современных компьютерных технологий. Учащиеся используют прикладные программы Рower Рoint, Paint, Microsoft Office Word, векторная графика приложение программы Microsoft Office Word, Red Cafe Setup RedCafé-Bu-Сборник Выкроек, Leko 89, Kompas 3D, Астра Конструктор ИПМ 4 Теоретическая базаМетод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США, и назывался «Метод проблем». Исходя из концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи, деятельность обучающихся должна была быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежал личный опыт. В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. В двадцатые годы добрался до России и Дальтон-план (создатель- Е.Паркхерс - американский деятель). Суть Дальтон-плана в том, что учащемуся предоставлялась свобода в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план» создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».
Метод применялся многими учителями в 20-30 годы в школах России. Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. Проект не давал возможности овладеть системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы.Сейчас в связи с реформой российского школьного образования метод проектов возрождается. Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д.Симоненко, предлагает обобщив опыт и достижения зарубежных и отечественных учёных, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.Ребёнок делает с удовольствием то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни» В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования.Любой проект-это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Метод проекта изменил и мою педагогическую деятельность. Появилась возможность совместной творческой работы учителя и учащегося. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача проектирования. Самой приходится учиться чему-то новому. Естественно, приходится больше затрачивать времени на индивидуальную работу с каждым учеником, глубокого знания его возможностей. ИПМ №5Технология опыта ВИДЫ ПРОЕКТОВ По времени Долгосрочные Краткосрочные Среднесрочные Система работы над проектами рассчитана на 5 лет обучения и помогает поэтапное включение учащихся в различные виды деятельности, при этом учитываются и уровень подготовки и возрастные особенности.5 класс6 класс7 класс8 класс9 классПриобретают умения и навыки, получают опыт работыПолное изучение этапов проектной деятельностиПослепроектная деятельность, экономические расчёты, рекламаПредпроектная деятельность, используя жизненный опытМой профессиональный выборstyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline Роль учителя в проектировании Оценивание Цель любого проекта-спланировать, смоделировать ученическую деятельность, в которой ученик разовьёт определённые способности или приобретёт определённые знания, а значит проект не может не содержать инструмента , проверяющего достижения цели. Результат усилий может показать нам только сравнение цели и промежуточного результата. Это сравнение и есть оценка. Определённой шкалы оценивания для любого проекта не существует, поэтому мы с учащимися совместно разрабатываем критерии. Ведь чётко спланированные критерии и являются своего рода соглашением с «правилами игры». Учащиеся чётко знают, что от них требуется значит у них появляется мотивация получить знания, дать самооценку своей деятельности, избежать конфликтно ситуации, избежать стрессовой ситуации. Важные критерии оценивания:1. Конструктивные – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению.2. Технологические критерии- количество деталей, оригинальность применения и сочетания, долговечность, расход материалов, необходимое оборудование, сложность и объём.3.Экологическике критерии-возможность использования отходов, загрязнение окружающей среды при производстве.4. Эстетические требования- оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн.5.Экономические и маркетинговые- потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы.


Результативность опытаМуниципальный конкурс проектов 2013-2014 уч.год2 местоМуниципальный конкурс проектов 2013-2014 уч.год Благодарность
{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Участие в конкурсах Год Результат1. Районный конкурс посвящённый Дню народного единства20071 место2. Районный конкурс посвящённый Дню народного единства20071 место3. Региональный этап VII всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле» в номинации «Художественное творчество» за проект «Мокошь»20082 место4. Районная выставка художественного творчества детей «Я горжусь, что родился в России, и я помню заветы отцов» в номинации «Вышивка, бисероплетение»20103 место5. Районный конкурс посвящённый Дню матери20122 место6. Районный конкурс посвящённый Дню Тульской области20142 место3 место3 место {C083E6E3-FA7D-4D7B-A595-EF9225AFEA82}Участие в олимпиадах муниципального уровняГод Ф И учащегося Результат 1.2011-2012Кудинова ВикторияПризёр2. 2012-2013Лаврентьева ТатьянаПобедитель 3.2012-2013Яровой НикитаПризёр4.2013-2014Сальников АлексейПобедитель 5.2014-2015Даньшин АлександрПобедитель На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные и ролевые. Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты. Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.ИПМ № 6 Система работы Используемая литература1.http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/1211--l-r.htm2. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1 20093. Научно-методический журнал «Школа и производство» №2 20114. Научно-методический журнал «Школа и производство» №7 20115. http://pedsovet.su/load/221-1-0-35556. http://www.informio.ru/7. http://www.edu.cap.ru/