Управление инновационной деятельностью в специальной школе- интернате


Управление инновационной деятельностью в специальной школе- интернате
Методическая разработка
Автор: Ирина Николаевна Дмитриева , директор КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Управление инновационной деятельностью в школе- интернате
1. Актуальность инновационной деятельности школе- интернате
Происходящие социально- экономические преобразования, усиление гуманизации образования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к воспитательно- образовательному процессу обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Закон РК «Об образовании» закрепил за современным образовательным учреждением возможности работать по- новому, полноценнее осуществлять процесс коррекции и развития личности. Процесс гуманизации образования, индивидуализации обучения, его дифференциации и вариативности, а также стабилизация системы непрерывного образования способствовали появлению новых образовательных учреждений.
Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания комплексной коррекционной помощи названной категории детей. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения и коррекционно- развивающей работы
Существующей на сегодняшний день учебно- методическая литературы, направленной на достижение коррекционно- развивающих целей недостаточно, она неадаптирована к особенностям детей с ЗПР, а также не учитывает индивидуально- типологические особенности школьников данной категории детей. Следует отметить, что необходимость оптимизации учебно- воспитательной деятельности диктуется задачами совершенствования коррекционно- развивающего обучения этой категории детей в условиях их интеграции в общеобразовательную школу. Все это потребовало изменения методологии и технологии организации воспитательно-образовательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Коррекционная школа- интернат, наравне с другими, выполняет следующие функции:
обеспечение самоопределения личности путем создания условий для саморазвития творческой индивидуальности, осуществление самореализации;
развитие духовных сил, способностей и умений, формирование характера и моральной ответственности;
целенаправленная социализация личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством освоения лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Эти функции реализуются через организацию условий удовлетворения образовательных потребностей индивида, формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и само реализоваться в обществе.

2. Целевые компоненты инновационной деятельности
Любая инновационная деятельность начинается с целевого компонента. Цель является исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия исполнения принятых решений, служит нормой контроля (экспертизы) и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников.
Цель инновационной деятельности в школе- интернате- Создание траектории развития личности каждого воспитанника с опорой на положительное в ребенке.
Стратегическая цель (на уровне школы- интерната): Формирование акмеологического мировоззрения, нового типа и образа жизни, характеризующихся опорой на обеспечение успеха и здоровья каждого воспитанника, на развитие созидательной деятельности.
Тактическая цель (на уровне управления школой- интернатом): Осознание цели целостного развития человека с приоритетом в формировании нравственно- гуманной личности, формирование духовно- нравственных основ социальной зрелости ученика.
Специальные цели (на уровне педагогического коллектива): гуманизация педагогического общения путем овладения методами, приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика, создание ситуаций свободного выбора.
Управление школой- интернатом в инновационном режиме осуществляется на уровне: директора; заместителей; руководителей подразделений, руководителей Центров, руководителей МО. Целями администрации является: налаживание связей с учеными, обеспечивающих научную поддержку по заданию траектории развития личности воспитанников; разработка перспективного плана работы в условиях инновационной работы по определенной проблеме, формирование акмеологической модернизация системы управление на время эксперимента; создание системы переподготовки повышения квалификации педагогов с учетом направленности инновационной деятельности, а именно рост уровня компетентности педагога – акмеолога, характеризующегося способностью определять перспективы своего саморазвития к контексте акмеологических задач школы, вершину которой составляет духовная зрелость.
К целям, которые осуществляются администрацией, также мы можем отнести: обеспечение экономической, материально- технической и научно- методической базы, способствующей реализовать акмеологическое образование; поддержание у педагогического коллектива мотивации на всех этапах работы.
Цель на уровне педагогов и специалистов (социальный педагог, психолог, логопед и другие) подразделяется на следующие подцели: изучение научной, педагогической, психологической, и другой литературы, передового педагогического опыта по проблеме акмеологического образования, разработка и реализация авторских проектов, технологий, программ, конспектов занятий и др. мероприятий по проблеме индивидуальной траектории личности ребенка; поиск, разработка и внедрение форм, методов и приемов, способствующих формированию нового качества учителя, воспитателя, а затем и ученика.
Таким образом нами выстраивается «дерево целей». Основание «дерева»- главная цель инновационной деятельности. Узлы ветвящейся структуры- подцели иных уровней. Содержание главной цели развернуто в иерархическую структуру подцелей и подуровней.
Организационный компонент представляет собой управленческую деятельность по формированию и регулированию определенной структуры, необходимой для эффективного достижения целей опытно- экспериментальной деятельности, с учетом этого и вносятся коррективы в структуру управления образовательным учреждением.
.3. Модель управления по матричной структуре
Организация в системе управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий каждого звена управления. Управление инновационной деятельностью в школе- интернате конструируется по матричной структуре. В матричной структуре каждый член педагогического коллектива имеет минимум двух начальников (по планированию и своего подразделения). Это позволяет выполнять несколько задач (учебной инновационной). При матричной структуре управления возникают наложения вертикальных и горизонтальных полномочий. Данная управленческая структура для нас оптимальна, так как позволяет реагировать на требования окружающей обстановки. Участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для осуществления инновационной деятельности, составляющей программу развития в рамках единой концепции. В рамках нашей модели создаются две подструктуры: научно- методический Центр и проектные (или творческие) группы.
Матричная структура управления инновационной деятельностью школы- интерната представлена на схеме. Она построена на тесном взаимодействии линейно- функционального и проектного управления. Как видно из схемы, на постоянную структуру накладываются временные целевые структуры. Постоянные элементы- это Научно- методический Центр, Экспертный совет, Центр диагностики и коррекции, Центр содействия развития личности ребенка, Центр коррекции и развития; методические объединения. Новый элемент- формирование временных проектных групп для решения конкретных проблем. Эти группы создаются руководителями проектов, которые имеют право привлекать в них специалистов из разных подразделений, в том числе выходит на межведомственное сотрудничество. При этом количество проектных групп может быть разным, в зависимости от объективных условий конкретного образовательного учреждения.
Особенностью является то, что в отличие от предметных методических объединений в работе проектных групп могут принимать участие педагоги различных предметов, а также другие субъекты образовательного процесса (социальный педагог, педагог- психолог, учащиеся, сотрудники и преподаватели различных государственных и общественных организаций и учреждений и др.), объединенные одной одноименной проблематикой.
4. Стратегия развития инновационной деятельности школы- интерната
1.проектно- мобилизационный этап 2016-20 учебный год.
Приоритетные направления: ознакомление пед. работников с замыслом преобразований.
Организационные направления:
-заседания ШМО;
-обеспечение пед. кадров необходимой литературой;
- организация семинаров;
- изучение особенностей развития, обучения и воспитания детей с ЗПР
Основной результат: сформированности модельных представлений инновационных преобразований и мобилизационная готовность к осуществлению инноваций
Ведущие методы: методы стратегического планирования
Цель: формирование модельных преобразований инновационной системы и обеспечение готовности школьного сообщества к их реализации

2. Экспериментально- преобразовательный (2017-2020)
Результат: сформированности системы инновационной деятельности школы- интерната
Цель: Апробация инноваций в УВП
Приоритетные направления: 1. Опытно- поисковая деятельность пед. коллектива по освоению инноваций. 2. Осмысление и освоение теоретических и методологических основ инновационной деятельности
Ведущие методы: исследовательские методы
Организационное направление:
-организация инновационной деятельности учителей и воспитателей;
-введение ТГ, ПГ, ТЛ;
- организация и апробация Центров (содействия и развития личности ребенка, диагностики и прогнозирования, коррекции и развития, научно- методического центра, кабинета творчества)

3. этап –рефлексивно- обобщающий (2020-2021)
Приоритетные направления: 1. Осуществление коллективной рефлексии пед. коллектива на результаты инновационной деятельности.2. Обобщение и презентация опыта инновационной деятельности.
Ведущие методы: рефлексивные
Результат: удовлетворенность участников УВП результатами инновационной деятельности
Организационные направления: 1. проведение мониторинга инновационной деятельности.2 Проведение мероприятий, освещающих опыт инновационной деятельности школы- интерната.
Цель: объективное оценивание процесса и результатов инновационной деятельности школы- интерната

5. Организация и направления инновационной работы
В современных социально- экономических, общественно- политических условиях образовательные учреждения по – разному реагируют на социально- экономические изменения. Одни из них не прогнозируют изменения, ориентируются на существующие требования и условия и меняются только тогда, когда не меняться просто нельзя. Другие стремятся опережать события, осуществляя инновационную деятельность.
В связи с этим, характерной особенностью развития образования в Казахстане является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и педагогический процесс в целом.
Школа- интернат ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Поэтому мы, выстраивая инновационную работу, считаем необходимым учитывать основные направления развития современного образования. Это:
изменения в организациях образовательного процесса;
изменения в технологиях обучения и воспитания;
изменения в управлении образовательными учреждениями.
В основе инновационной работы педагогического коллектива нашего учебного заведения лежат принципы саморазвития, самоактуализации, самореализации каждого члена УВП, реализуемые через дифференциацию, индивидуализацию образования, системность, целостность, проблемность, рефлексивность, акме- направленность деятельности учащихся и педагогов.
Инновационная модель нашей школы- это опыт создания авторских программ, методических рекомендаций, мониторинга, опыта проведения коррекционно- развивающих занятий в системе разными специалистами; системы коррекционной работы в школе, направленной на создание траектории личностного развития каждого воспитанника и его дальнейшее самоопределение; опыт организации Центров, призванных решать круг вопросов, обеспечивающих развитие каждого воспитанника; опыт создания необходимой документации для коррекционного учебного заведения и др.
Особенностью инновационной деятельностью нашего учебного заведения является то, что она охватывает весь спектр базовых учебных дисциплин, дополнительного образования, воспитательной работы.
Организация и направления инновационной деятельности в школе- интернате
Обл. ИПК
Школа- интернат
КПИ
Обл. Департамент
СЛУЖБЫ
Классы начального звена
Классы среднего звена
Внешкольные
учреждения
Содержание инновационной работы
Изменение содержания учебно- воспитательного процесса
Изменение содержания образования
Изменение технологии
Индивидуальная работа с воспитанниками
Работа по усовершенствованию программ
Использование акмеологических технологий.
Использование психодиагностики

Инновации:
В управленческой деятельности:
от перцептивного вида контроля, который связан со сбором информации относительно хода и развития учебно- воспитательного процесса, и предусматривает сравнение реального состояния дел с эталоном, к коммуникативному, который образует коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая для управления педагогическими процессами, сотрудничества директора и его заместителей с учителями и воспитателями, учащимися.
Специалисты в области менеджмента утверждают, что в современных условиях происходит усложнение управлением организациями, а это в свою очередь вызывает необходимость проектирования и применения «научно- обоснованных методов для выполнения функций управления и специализации управленческого труда». Основополагающим условием научности управления является то, что работа исполнителей должна контролироваться, изучаться с помощью научных методов. Результаты контроля и изучения ложатся в фундамент анализа и «должны стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью руководителя». Таким образом, без многоуровневого контроля представленная структура не могла бы работать эффективно. На представленной модели можно проследить сферу контроля не только по уровням управления (см. матричную модель управления), но и функциональным областям
В научно- методической работе:
-смещение векторов научно- методической работы в ШМО к работе во временных творческих и проблемных группах, Центрах;
индивидуализация учебно- воспитательного процесса (использование психодиагностики, планирование различных видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, подбор материалов и т.д.);
расширение типологии уроков применяемой в работе с учащимися с ЗПР
применение образовательных технологий (коррекционно-развивающее: начальное звено; разноуровневое обучение- все предметы базового компонента; технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов; развитие исследовательских навыков- химия, история, география; проектные методы обучения – география, химия; технология блочно-модульного обучения – химия; технология игрового обучения- начальное звено, история; коллективная система обучения (КСО)- математика, обучение в сотрудничестве – все предметы базового компонента, здоровьесберегающие технологии- все предметы базового компонента; технология коммуникативного обучения иноязычной культуре – английский язык.
На сегодняшний момент педагогический коллектив поставил перед собой цель: создать и адаптировать образовательную технологию, имеющую психологическую основу и ориентированную на особенности личностного восприятия каждого ребенка.
- ориентация тем самообразования на реализацию через создание и апробацию инновационных проектов, работу в творческих и проблемных группах, показ стажерских площадок, выпуск конкретного продукта инновационной деятельности и др. (см. приложения)
- создание условий для совершенствования педагога- акмеолога;
- смещение спектра тематики методической темы с учебной направленности на акмеологическую.
С нашей точки зрения инновационная деятельность должна быть плановой. С этой целью мы используем в начале года Карты инновационной деятельностью, позволяющие в системе проводить работу и оказывать необходимую консультационную помощь.
Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу к методической работе в новой образовательной ситуации.
Самыми сильными рычагами развития методических служб становятся:
потребность учителя в самореализации, полном приложении своих способностей и возможностей;
потребность учителей, воспитателей в профессиональном росте;
потребность руководителей школ- интернатов и педагогов (воспитателей) в психологических и управленческих знаниях;
переход учителя (воспитателя) от использования отдельных новых методов к апробации и разработке педагогических технологий, созданию авторских программ и т.д.