Место тематических классных часов в воспитательной системе класса


-299085-224790Место тематических классных часов
в системе воспитательного процесса класса.
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». В. П. Сазонов
Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники, но основная роль в обеспечении воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Он, имея возможности влияния на развитие личности ребёнка, призван уделять большое внимание проблемам развивающейся личности. Именно классный руководитель является ключевой фигурой в воспитании школьника, так как каждый день «прикасается к его личности».
Классные часы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса. Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часе, очень полезны для воспитательной работы преподавателя.
Серьёзные тематические классные часы позволяют учителю выработать правильную тактику воспитательной работы с классом. Направления воспитательной работы в процессе проведения классных часов очень разнообразны и обширны. Основными являются следующие: забота о здоровье интеллектуальное развитие школьников; воспитание гражданского самосознания; развитие личностного самосознания; формирование нравственных и этических ценностей; формирование семейных ценностей; организация досуга.
Система воспитательной работы в 8 «а» классе выстроена в соответствии с приоритетными направлениями деятельности школы: «здоровье», «взаимодействие», «нравственность», «интеллект», «досуг», «семья», «безопасность», «экология». В классном коллективе проводятся воспитательные часы различной направленности. В 8-ом классе подростки нуждаются в серьезном и целенаправленном правовом и патриотическом воспитании. Преобладание общения как ведущей деятельности приводит к тому, что учащихся часто привлекает риск в совершении противоправных действий, они совершают необдуманные поступки из солидарности, из сиюминутного желания кому-то навредить, не задумываясь о последствиях. С целью профилактики правонарушений были проведены дискуссии, беседы по нравственно-правовым проблемам: «Права и обязанности человека и гражданина», «Свобода и ответственность. Что за этими словами?», «Гражданские права и уголовная ответственность», «Как не совершить ошибку».
Патриотическое воспитание – очень важное направление педагогической деятельности, которая направлена на воспитание патриотических чувств у подростков: любовь к Родине, уважение национальных и государственных традиций и обычаев, уважение к отечественной истории. В рамках патриотического воспитания в классе были проведены следующие классные часы: «1150 лет российской государственности!», «200 лет Отечественной войне 1812 года», «75 лет образования Ростовской области», «Достоин будь награды русской» (День независимости России).
К Дню освобождения Мясниковского района от фашистских захватчиков учащиеся 8 «а» класса организовали и провели открытое мероприятие. Ребятами была проведена большая подготовительная работа: поиск материалов о воинах-освободителях села Чалтырь, жителях села, погибших в годы Великой Отечественной войны, сбор очерков местных писателей, краеведов, подбор музыкального сопровождения. Мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне.
Забота о здоровье детей – одно из следующих направлений воспитательной работы в классе. На классных часах рассматриваются темы, которые могли бы побудить учеников вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физической культурой, уважительно относиться к тем, кто занимается спортом, в том числе и одноклассникам. В рамках направления «здоровье» в классе были проведены классные часы в форме устного журнала, беседы, социальной акции («Что я знаю о профилактике простудных заболеваний», «Пирамида здорового питания», «Спорт в нашей жизни»). С целью формирования отрицательного отношения к наркотикам в классе прошёл классный час «Эта белая смерть!» в форме ролевой игры. Учащиеся выступали в роли врачей, юристов, психологов, говорили о негативном влиянии наркотиков на подростковый организм.
На классных часах создаются условия для развития умственных способностей школьников, их интересов, умений, увлечённости. Очень интересно прошёл классный час «Моё хобби», который стал своего рода презентацией увлечений учащихся. Ребята имели возможность открыть заново друг друга, рассказать о положительном увлечении на характер, о своих достижениях.
Очень интересно прошёл классный час «Ученик года». Учащиеся сами выбрали достойных, на их взгляд, одноклассников: Айдинян Ангелину, Пудеяна Анжело, Тухикяна Тиграна, Явруян Зину, которые рассказали о своих достижениях, о своих интересах.
На классных часах школьникам дается представление об общечеловеческих нормах морали и нравственности, таких как милосердие, сострадание, терпимость, миролюбие, самообладание, уважение, любовь и др. Воспитывается уважительное отношение к правам других людей и ответственное отношение к собственным обязанностям. В данном направлении в классе проводились лекции и беседы на нравственную тематику, обсуждение фильмов и книг, освещающих нравственные вопросы.
В рамках классного часа можно помочь учащимся строить отношения в семье, соотносить свои желания с интересами других членов семьи, воспитывать уважительное отношение учеников к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и т. д. С этой целью были проведены следующие беседы: «Памятные даты моей семьи», «История моей семьи в фотографиях».
Организация досуга. Это направление воспитательной работы дает возможность ученикам участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям. В целях организации досуга была организована поездка в город Азов, просмотр кинофильма, КВНа.
«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества. А для этого классный руководитель должен хорошо знать разные формы и методы организации внеклассной деятельности. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тухикян Оксана Грандовна,
классный руководитель 8 «а» класса.