Программа тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.


Программа тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальных классов «Растим патриотов и граждан России!» I. Пояснительная записка.В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
III. Цель и задачи Программы Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
Воспитание уважения к защитникам Отечества.
Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
IV. Содержание Программы На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
1 класс «С чего начинается Родина?» Цель:
Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.Задачи:
1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.
2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.
3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
4. Сотрудничать с родителями.


Месяц Название
Форма проведения
1 Сентябрь «Знакомьтесь – это мы» Конкурс газет, фотогазет, листовок
2 Октябрь «День бабушек»
(К Дню пожилых людей) Акция «Забота»
3 Ноябрь «На кого я хочу быть похожим» Классный час - вернисаж
4 Декабрь «Мой город, мой Владикавказ» Заочное путешествие
5 Январь «Поможем птичкам перезимовать» Мастерская умельцев
6 Февраль «Наши папы – защитники Родины» Классный час
7 Март «Наши мамы самые красивые» Музыкально-поэтический классный час
8 Апрель «Дорога в космос» Игра-путешествие
9 Май: «Дом, который построим мы» Защита проектов
2 класс «Моя малая родина» Цель: воспитание любви к Родине, родному краю. Задачи:
Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.
Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.
Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.
Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.
№ Месяц Название Форма проведения
1 Сентябрь «Все профессии нужны, все профессии важны». Цикл классных часов
2 Октябрь «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!» Конкурс стихов, литературных работ и рисунков
3 Ноябрь 1. Празднование дня матери. «Пусть всегда будет мама»2. «Зеркало природы». 1. Конкурс рисунков на асфальте.
2. Конкурс фотографий
4 Декабрь 1. «Чистый город».2. «Мой режим дня» 1. Социальная акция.
2. Беседа обсуждение.
5 Январь «Дружба, вежливость, доброта с нами в жизни навсегда». Цикл классных часов
6 Февраль «Исторические места Осетии» Заочное путешествие
7 Март 1. « Моя любимая мама»2. «Поздравляем наших мам». 1.Выставка рисунков
2. Праздничный классный час
8 Апрель «Папа, мама, я – дружная семья» Игра-состязание
9 Май 1. Урок мужества «Во имя жизни – на земле» 2. «За мирное детство – спасибо» 1. Знакомство детей с пионерами – героями.
2. Смотр песни и строя.
3 класс «Россия – Родина моя». Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу. Задачи:
Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.
Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.
Экологическое воспитание.
№ Месяц Название Форма проведения
1 Сентябрь 1. День знаний2. «Важные вопросы» Диспут
2 Октябрь «День рождения К.Л. Хетагурова» Экскурсия в музей
3 Ноябрь 1. Празднование Дня матери. «Наши мамы лучшие на свете».2. Выпуск стенгазеты. Классный час
4 Декабрь «Конституция – главный закон страны» Устный журнал
5 Январь 1. Урок гражданственности «С чего начинается Родина»
2. «Полководцы и герои» 1.Тематический час
2.Познавательная игра
6 Февраль 1. «Быстрее, выше, сильнее»
2. Поздравление мальчиков с праздником. Командные соревнования учеников 2,3, 4 классов
7 Март 1. Проводы масленицы.2. Разучивание подвижных игр. Классный час
8 Апрель 1. «Земля - наш общий дом»
2.Трудовой десант 1.Экологический праздник.
2. Уборка территорий
9 Май «Этот День Победы» Смотр песни и строя, поздравление ветеранов.


4 класс «Я - гражданин России». Цель: Растить гражданина и патриота России. Задачи:
Воспитание гражданственности национального самосознания детей.
Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.
Создание условий для реализации полезных дел.
№ Месяц Название Форма проведения
1 Сентябрь 1. « До свидания лето, здравствуй школа». День знаний.2. «Ваши права и обязанности, дети!» 1. Тематический час
2. Устный журнал
2 Октябрь 1. «Дорогой мой город Владикавказ»
2. «Чистый город» 1.Заочное путешествие
2. Участие в акции
3 Ноябрь 1. «Я имею право»
2.«Природа раскрывает тайны» Тематический час по правам человека.2.Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины
4 Декабрь «Герб, флаг, гимн – символы России» Видеожурнал
5 Январь «Наш Пушкин» Литературная конференция
6 Февраль 1.«Герои Советского Союза – наши земляки»
2.Поздравление пап, ветеранов боевых действий с Днем Защитника Отечества. Урок Мужества.
7 Март 1.«Бабушки и внуки»
2. «Жизнь дана на добрые дела» 1.Семейный праздник
2.Тематический час.
8 Апрель Подготовка к празднику Победы. Экскурсия по местам воинской славы.
9 Май «Поклонимся великим тем годам» 1.Вахта Памяти
2.Смотр песни и строя.

V. Реализация Программы Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы. VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города: - оформление альбома «Город, в котором я живу»;
- сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».
2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению
- к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,
- к окружающей природе – социальные акции «Город начинается с тебя», «Внимание первоцветы», «Поможем птицам перезимовать», участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.
4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
VI. Литература 1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.) 2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.
5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).
6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.