Принципы руководства методической работой педагогического коллектива специальной школы


Принципы руководства методической работой педагогического коллектива специальной школы
Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным. Что нужно, чтобы быть успешным администратором, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой - устанавливать высокие внутренние стандарты работы, высокие ожидания в отношении обучающихся и сотрудников. Обладание необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой – залог успешности в работе.
При принятии решений и выполнении функций заместителя директора ориентируюсь на  принципы, которые относятся и к руководству методической работой педагогического коллектива.
Принцип уважения и доверия к человеку:
уважать личное достоинство человека;
предоставлять личности свободу выбора;
доверять человеку на основе взаимоуважения;
не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность;
способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы;
поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.
Принцип целостного взгляда человека:
строить свои отношения с педагогами не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
делать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным;
встречаться с учителями в неформальной обстановке.
Принцип сотрудничества:
знать и учитывать личные качества учителей;
ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.
Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – это творческие группы. Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный. Главное в группе – поисковая работа. Формы занятий – практикумы, теоретические семинары, диспуты и т.д.
4. Принцип социальной справедливости:
равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
предоставлять педагогам равные “стартовые” возможности;
приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.
5. Принцип индивидуального подхода:
глубоко изучать систему работы каждого учителя;
систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя;
помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
вселять в учителя профессиональную уверенность;
постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.
6. Принцип обогащения работы учителя:
следить за повышением квалификации педагогов;
проводить семинары, “круглые столы”, симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
систематически обсуждать в педагогическом коллективе литературные и поэтические новинки.
7. Принцип личного стимулирования:
справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
иметь хорошо продуманную систему стимулов: вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения;
помнить, что стимулы являются действенным инструментом создания в педагогическом коллективе обстановки приподнятости, здорового микроклимата.
8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся независимо от занимаемой должности и положения в школе должны находиться в одинаковых демократических условиях.
9. Принцип перманентного повышения квалификации:
обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы;
формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.
10. Принцип консенсуса:
объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе;
осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
“мобилизировать” мнение наиболее влиятельной части педагогов.
11. Принцип коллективного принятия решения:
принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
вовлекать в процесс выполнения решения несогласное “меньшинство”.
12. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:
не привлекать учителей к управлению без их желания;
приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.
13. Принцип целевой гармонизации:
чтобы в школе ни делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;
стремится сформировать целевое единство педагогического коллектива.
14. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка.
Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединены в “мини-команды” с определенными задачами.
15. Принцип автономизации управления:
во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку;
за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.
16. Принцип постоянного обновления:
любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой;
если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей;
помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.