Система работы педагогического коллектива в условиях инновационной деятельности


УДК 373.1
Малахова Галина Фёдоровна,
заместитель директора,
учитель русского языка и литературы,
Почётный работник общего образования
МАОУ «Средняя политехническая школа №33»,
город Старый Оскол, Россия
st_33@bk.ru
309516, Белгородская область, г. Старый Оскол,
м-н Юбилейный, 10, (4725) 43-02-96
Malahova Galina
Deputy Director,
Honorary worker of General education
Secondary politechnical school # 33
Stary OskolСистема работы педагогического коллектива
в условиях инновационной деятельности
The pedagogical collective work system in of innovative activities terms
Аннотация. Автор статьи рассматривает систему работы педагогического коллектива по внедрению инновации в образовательную деятельность. Отмечено, что на базе школы реализуется региональная инновационная площадка «Формирование содержания политехнического образования в условиях школы». В эксперименте участвуют 120 педагогов и все учащиеся начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Пройден организационный этап (январь – август 2016 года) реализации программы, имеются определённые достижения на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.
Abstract. The authors examine the pedagogical collective work system on the innovations implementation in educational process. The regional innovation platform “The Polytechnical education content formation” is considered in the article. About 120 teachers and all students are involved in experimental work. The organizational phase (January – August 2016) are completed and achievements have been made at national, regional and municipal levels.
Ключевые слова: инновационная модель; профессиональное самоопределение; предпрофильные и профильные классы; участники образовательных отношений; политехническое образование; конструкторско-технологическая деятельность; индивидуальные профориентационные образовательные маршруты; тьюторское сопровождение учащихся; программы дополнительного образования технической направленности; элективные курсы.
Key words: innovative model; professional identity; preprofile and profile classes; educational relations participants; Polytechnic education; engineering activities; individual vocational and educational routes; students tutorial support; additional technical education programs; elective courses.
С 2016 года в МАОУ «СПШ №33» начала функционировать региональная инновационная площадка по направлению «Повышение эффективности и качества образования» по теме «Формирование содержания политехнического образования в условиях школы». Пройден организационныйэтап (январь – август 2016 года).
Цель: внедрение инновационной модели политехнического образования учащихся через создание кластера «Школа – колледж и вуз – производство».
В данном эксперименте участвуют 120 педагогов и все учащиеся начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. В общеобразовательном учреждении созданы все условия для реализации программы эксперимента, сформирована творческая группа педагогических работников для участия в экспериментальной работе.
Образовательная деятельность политехнической школы направлена на обеспечение пошагового получения знаний о профессиях технической направленности (металлург, инженер, конструктор, механик, программист) на всех уровнях общего образования с учётом преемственности возрастных и психологических особенностей личности школьника.
На этапе начального общего образования происходит знакомство с различными профессиями через внеурочную деятельность.
На этапе выбора профессии (основное общее образование) базовыми составляющими процесса профессионального самоопределения являются компоненты профессиональной ориентации, которые составляют основу модели «Профессиональное самоопределение». В рамках предпрофильной подготовки ученики 9 классов изучают элективные курсы, направленные на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и способностей каждого ученика в математике, информатике, экономике, химии. Способствуют удовлетворению познавательных интересов школьников в методах и приёмах решения задач, уравнений. Осуществляется взаимодействие с профессиональными образовательными организациями.
Для получения среднего общего образования сформированы профильные классы: социально-экономический и физико-математический. Происходит осмысление школьниками содержания социально-экономического развития региона.
Технология профессиональной карьеры, эффективное поведение на рынке труда становятся объектом освоения теоретических знаний. Приобретение умений в процессе осуществления проектной деятельности, постижение закономерностей технологической культуры, в частности деловых межличностных отношений, способствуют выработке частичной социально-трудовой адаптации.
В 10-11 классах, выполняя социальный заказ участников образовательных отношений, введены элективные курсы, которые носят практико-ориентированный характер.
Большой вклад в разработку различных аспектов теории содержания, методов, форм организации политехнического образования внесен современными российскими учеными В.А. Поляковым, Н..И. Бабкиным, А.П. Беляевой, Ю.К. Васильевым, С.У. Калюгой, С.Н. Чистяковой. Педагоги знакомятся с трудами учёных и используют на практике.
Основными звеньями политехнического образования являются общеобразовательные школьные предметы, профессиональное обучение, внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления. Однако, несмотря на жизненно важное значение политехнического образования, проблема до настоящего времени окончательно не решена, отсутствует ее целостная, общепризнанная концепция.
В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования, управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственных отношений, эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда начинают все более зависеть от уровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки. Ценность уроков профессионального обучения обусловлена тем, что на них учителя нашей школы активно формируют практические умения и навыки, необходимые для обращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенных технологических операций. Кроме того, профессиональное обучение обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении школьниками инструментов, приборов, ознакомлении их с различными видами трудовой деятельности, массовыми профессиями.
Политехническое образование в школе представляет специально созданные условия, обеспечивающие обязательное изучение фундаментальных наук; ознакомление учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов с научными основами современного производства; формирование и развитие умения ориентироваться в системе производственных отношений и воспитание готовности к труду посредством предметов гуманитарного цикла; ознакомление с научными основами производства и производственными отношениями в объединениях по интересам как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; практическое развитие навыков и умений учащихся общаться с простейшими орудиями производства.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
1) внедрить механизм сетевого взаимодействия для формирования технической компетентности учащихся;
2) вовлечь 100% учащихся в научно-творческие, проектно-исследовательские лаборатории;
3) повысить уровень конструкторско-технологической деятельности учащихся, мотивирующей к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства.
Оценка результативности реализации программы осуществляется с учетом трех основных направлений:
1. Оценка качества созданных условий для реализации программы.
2. Оценка процесса реализации программы.
3. Оценка конечных результатов реализации программы.
Для практической оценки реализации программы определены следующие критерии:
- результативности (экспертная оценка, ее объективные данные о работе).
- удовлетворенности всех субъектов, включенных в реализацию программы (результаты анкетирования участников образовательной деятельности).
- роста достижений (анализ эффективности программы).
- экономического и материального развития школы (объективные показатели ресурсов и трудозатрат).
В школе разработан механизм сетевого взаимодействия разных уровней образования для формирования технической компетентности учащихся.
Созданы научно-творческие, проектно-исследовательские лаборатории для учащихся 9 - 11 классов. Педагогами школы осуществляется расширение современных представлений учащихся о содержании, формах и методах осуществления научно-технического прогресса.
Большое внимание отводится повышению уровня конструкторско-технологической деятельности учащихся, способствующей стимулированию уровня их готовности к социальному и профессиональному самоопределению в сфере техники и производства.
Творческая группа педагогов разрабатывает структуру модели взаимодействия «общее и дополнительное образование — профессиональное образование – производство», которая будет состоять из учебно-производственного блока, блока учебно-методического обеспечения и блока руководства.
Осуществляется внедрение в образовательную деятельность механизма сетевого взаимодействия разных уровней образования для формирования технической компетентности учащихся в рамках реализации программы.
Вовлечение учащихся в научно-творческие, проектно-исследовательские лаборатории.
Классные руководители совместно с учителями предметниками осуществляют подготовку учащихся к осознанному выбору профессии, приобретению ими опыта самопознания, самоопределения, принятию решения в ситуации выбора.
В школе разработаны и утверждены дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы технической и естественно-научной направленностей, программы элективных курсов для учащихся, мотивированных на получение инженерно-технических специальностей.
Организована работа психолого-педагогической службы школы. Планируется оснащение кабинета профессиональной ориентации современным оборудованием.
Заключены договоры с образовательными организациями среднего профессионального образования и высшего образования, производственными предприятиями. Разработана программа профессиональной ориентация обучающихся на получение инженерно-технических специальностей «Мой выбор» (приказ МАОУ «СПШ №33» от 18.01.2016 г. №44).
Внедряются авторские программы элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки «Процессы формообразования», автор Горшков В.В., протокол МЭС №2 от 27.05.2015 г.; «Азбука экономики», автор Василевская Г.Н., протокол МЭС №2 от 27.05.2015г.
Реализуются дополнительные общеразвивающие программы технической направленности «3D-моделирование» для учащихся 7-11 классов, «Техническое конструирование и моделирование» для учащихся 10-11 классов. Осуществляется интеграция дополнительного образования в общеобразовательные предметы учебного плана.
Создан банк данных методических материалов (презентации, видеоматериалы, методические разработки классных часов, уроков, памятки для родителей и учащихся, диагностические материалы для определения профессиональных интересов учащихся) по профессиональному самоопределению. Разработаны шесть индивидуальных профориентационных образовательных маршрутов, организовано тьюторское сопровождение учащихся.
Наблюдается положительная динамика охвата программами дополнительного образования технической направленности: 2015-2016 учебный год - 105 учащихся; 2016-2017 учебный год - 224 учащихся.
Растет результативность участия учеников в различных конкурсах:
«Будущие исследователи - будущее науки»:
2015 год — 50 участников, из них победителей и призеров — 32%;
2016 год — 72 участника, из них победителей и призеров — 40%;
Многопрофильная инженерная олимпиада школьников «Звезда»:
2015 год — 52 участника, из них победителей и призеров — 37%;
2016 год — 78 участников, из них победителей и призеров — 42%.
Созданы условия для развития творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся. Наши ученики имеют возможность заниматься в лаборатории СТИ НИТУ «МИСиС».
70% учеников участвовали в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня политехнической направленности, из них - 19 победителей и призёров муниципальной олимпиады имени С.П. Угаровой по математике, информатике и ИКТ, физике; 7 победителей и призёров межрегиональной олимпиады школьников по математике «САММАТ»; победитель муниципального этапа регионального симпозиума научно-исследовательских проектов «Мои исследования – родному краю».
Проведены региональная пресс-конференция для учащихся 9-11 классов Старооскольского городского округа «Инженерные кадры для инновационной России», муниципальная конференция с участием региональных представителей «Будь в теме — будь в РДШ».
39% выпускников школы поступили на специальности технической направленности, 75% выпускников - в организации высшего образования технического профиля.
Результаты работы ОУ в рамках диссеминации инновационного педагогического опыта (2016 год):
- лауреаты-победители Всероссийской выставки РФ;
- победитель областного конкурса на соискание грантов департамента образования Белгородской области по приоритетным направлениям развития образования;
- лауреат областного конкурса «Лучший проект в сфере образования».
Педагоги школы приняли участие в областных педагогических чтениях «Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов».
В 2015/2016 учебном году актуальный педагогический опыт внесен в муниципальный банк данных:
- «Формирование ключевых компетенций учащихся 8-11 классов на уроках химии через использование проблемно-интегративного метода обучения», учитель химии;
- «Развитие социальной активности учащихся 5-11 классов в процессе реализации социально-ориентированного проекта «Ступени», тьютор;
- «Повышение интереса к предметам физико-математического и естественного циклов учащихся 1-9 классов через создание клуба любителей астрономии», тьютор.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический коллектив нашей школы активно внедряет инновации в образовательную деятельность.
Список литературы:
Овчинникова С.В. Личностно-ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников// С.В. Овчинникова. – Карачаевск, 2006. – 177л.
Сергеев О.В. Организационно-педагогические проблемы повышения образовательного уровня учащихся в условиях профессиональной работы// О.В. Сергеев. –М., 2001. – 157 л.