Учебно-познавательные компетенции на уроках химии


Использование учебно-познавательных компетенций на уроках химии Компетентный подход в обучении связан с необходимостью непрерывного образования и самообразования молодых людей, овладение новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группе. Формирование учебно-познавательных компетенций - ключевой момент новых образовательных стандартов. Одной из ключевых компетенций ученика является учебно-познавательная компетенция. Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. Для формирования учебно – познавательных и профессиональных компетенций мы проводим интегрированные уроки. Интегрированный урок Тема «Коррозия металлов и борьба с ней. Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме урока. На уроке 9 класс был разделен на две команды «Химики», «Технологи», в каждой из которых определён лидер. Задачи:• способствовать формированию образо-вательных компетенций через проблемно-исследовательскую деятельность;• способствовать формированию устойчивой мотивации к саморазвитию через ситуацию успеха;• создать условия для применения знаний в новой ситуации; • создать условия для рефлексии собственной деятельности;• развивать информационную и речевую культуру. Компетенции, на формирование которых направлен урок:• учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач);• коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации);• информационная компетенция (аспект обработки информации).Тип урока: занятие обобщения и систематизации знаний Оборудование и реактивы: интерактивная доска, презентация «Коррозия металлов и борьба с ней», презентации обучающихся, видеоролик «Коррозия металлов и борьба с ней», ПСХЭ Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, листы учета знаний; штатив для пробирок, пробирки, железные гвозди, цинк, медная проволока, вода, раствор хлорида натрия. Ход урока:I. Организационный моментII. Постановка цели и задач урока. III. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.IV. Выполнение индивидуально и коллек-тивно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирую-щего характера. Проверка выполнения работ, корректировка. 1. Проблемная ситуация. Тайна яхты «Зов моря» 2. Задание: «Найдите лишнее». Ученикам предложены различные картинки с видами коррозии. Нужно навести карандаш на интерактивной доске, те картинки, которые лишние, исчезнут.3. Компетентностно - ориентированное задание «Реставрация». (флипчарт – на интерактивной доске выберите Инструмент Перо, цвет и ширину, напишите правильные ответы, затем сотрите ластиком для самопроверки ). 4. Компетентностно - ориентированное задание «Виды коррозии».(флипчарт – на интерактивной доске виды коррозии спрятаны за картинкой Замок, вытяните маркером и распределите соответственно по видам).5. Задание: «Угадайка».С растворами каких, из указанных солей (KCl, AgNO3, CuSO4, Hg(NO3)2, Al2(SO4)3, ZnCl2), может реагировать Fe? 6. Химический эксперимент. Эксперимент «Влияние различных электролитов на процесс коррозии» (проводится за 4-5 дней до урока). Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.Проблема: Почему в одних случаях коррозия усиливается, а в других замедляется? Объясните процессы, происходящие в каждой пробирке. 7. Задание: «Помогите сварщику». Помогите сварщику определить металлы наиболее стойкие к коррозии.8. Интерактивный кроссворд «Коррозия металлов». 9. Задание: «Вспомните определения». 10. Творческое задание: презентации учеников «Коррозия металлов». Выводы по уроку.V. Подведение итогов урока.Заполнение листов учета знаний. Подведение итогов работы групп.VI. Рефлексия.Отметьте свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния».VII. Домашнее задание: В рамках компетентностного подхода обучение химии становится комплексным, многофакторным. Ученикам передаются знания и навыки, которые нужны для развития учебно – познавательных, профессиональных и коммуникативных компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.