Валеологические подходы в обучении предметам гуманитарного направления

Слайд 1.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТАМ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2.
ПЛАН:
1. Введение.
2. Рекомендации психолога по оформлению учебных кабинетов.
3. Валеопаузы и их разновидности.
4. Физминутки (примеры).
5. Заключение.

Слайд 3.
1. Введение.

Одна из основных проблем в образовании - это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы и попавших в руки и почти в абсолютную власть учителей. Не только ум и душа ребёнка, но и состояние его здоровья зависят от того, заботится ли об этом школа или нет. Но здесь легко увидеть и обратную связь: потеря здоровья детей плохо сказывается и на самом образовании. Больного ребёнка учить трудно. А здоровых с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Снижение здоровья детей и подростков - это реальность нашей сегодняшней трудной жизни.
Да, конечно, не мы, учителя, в этом виноваты. Но согласитесь, что где-то и мы тоже. И учитель, и сама учёба могут стать для ребёнка стрессогенным фактором. Обучаясь, он умственно напрягается. Сидя за партой, закрепощает позвоночник. И не мы ли, учителя, подчас жёстко требуем от него: не вертись, сиди прямо! Учись лучше, больше читай! И это понятно. Задача учителя: дать ребёнку знания, выпустить из школы умную, зрелую личность. Вот и получается, что хороший педагог, образно выражаясь, стоит между двух огней. С одной стороны, учить, а с другой - оберегать. Но возможно ли это: соединить несоединимое? Можно ли выпустить из школы личность не только умную, но и здоровую? Можно! Что для этого делать?
Принципы моей работы заключаются в том, чтобы помочь ребенку познать себя, сотворить себя, поддержать психологическую гармонию на уроке. Поэтому я уделяю большое внимание факторам образовательной среды, наиболее значимым для сохранения здоровья ребят: организации процесса обучения, методам и формам взаимодействия участников образовательного процесса (психологическому фону урока), мотивации учения, двигательному режиму с учетом возрастных особенностей детей.
Слайд 4.
Задачи администрации лицея и учителей заключаются в следующем:
1. Валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс. 2. Обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение в классных комнатах.
3. Наблюдать за состоянием здоровья, самочувствием учащихся и обо всех его изменениях сообщать медработникам.

Слайд 5.
2. Рекомендации психолога по цветовому оформлению учебных кабинетов.
Человеческий организм реагирует на цвет.
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. В силу этих свойств красное как акцент, предпочтительнее любого другого цвета.
Слайд 6.
В школьном кабинете зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста. Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся. Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами.
Слайд 7.
В раннем возрасте дети предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом, розовый. Обратите внимание на цветовую гамму, вызывающую отрицательные эмоции. Это – черный, темно-коричневый, серый.
Слайд 8.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому. Эти цвета мы часто применяем при оформлении презентаций или каких-либо сигнальных карточек. Причем пастельно-зеленый цвет, в который часто бывают окрашены стены кабинетов вызывает негативные ощущения. Он больше подойдет для спортзала.
Слайд 9.
После 12 лет любимый цвет – синий, что говорит о рациональном подходе к восприятию мира. Что же касается цвета, вызывающего отрицательное отношение, то недаром А. Волков, написавший замечательную детскую книгу «Волшебник изумрудного города» «окрасил» самую злобную ведьму в фиолетовый цвет.
Слайд 10.
Что же касается старшего школьного возраста, то красно-оранжевые тона для них гораздо предпочтительнее, чем пурпурные или розовые.
Иными словами, в школе, оформленной в радостные и живые цвета, процесс обучения менее утомителен и более приятен.
Слайд 11.
Психологи считают, что даже небольшая перестановка мебели в классе будет способствовать сохранению здоровья ребят.
Кстати, расположение детей в классе, за партами по периметру вдоль трёх стен или полукругом, уже обеспечивает заметное снижение их агрессивности и повышение эффективности их общения. Такую рассадку называют демократической. Считается, что такое расположение детей «позволяет познакомиться с индивидуальностью каждого, даёт возможность учащимся почувствовать себя в коллективе, а также создаёт отношение творческой взаимосвязи, единство общения и деятельности». И еще, такая рассадка позволяет реализовать один из важных принципов здоровьетворящего образования - принцип взаимообозрения, когда каждый ребёнок в каждый момент может видеть глаза каждого. Это очень важно для решения задачи развития наблюдателя внутри ребёнка и формирования у учащихся умений невербального общения, а также для создания ситуации обмена между детьми положительными чувствами и эмоциями посредством взгляда « глаза в глаза».

Слайд 12.
3. Валеопаузы и их разновидности.

Наш лицей уже не первый год ведет поиск возможностей сохранения здоровья ребенка при организации образовательного процесса. Изменилась структура урока, а именно: введены валеологические паузы в каждом классе на каждом уроке. Это побудило искать пути рационального использования урочного времени. Поэтому возникла идея использования валеологических пауз на предметной языковой базе.
Опыт показывает, что наилучшие возможности использования элементов здоровьесберегающих технологий - использование музыки, валеологических пауз, нестандартное оформление текста - представляются при формировании и развитии коммуникативной культуры школьников.
Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляет и детям, и учителю здоровья. А для этого дети от 3-10 минут (в зависимости от возраста) должны находиться в состоянии двигательной активности – это физкультминутки.

Слайд 13.
Исходя из анализа состояния здоровья учащихся, удалось сформировать комплексы упражнений и выделить виды валеологических пауз на языковом материале.
Это комплекс упражнений для восстановления работоспособности, для укрепления зрения, динамические упражнения, подобранные по ритму дыхания. Такие упражнения укрепляют физическое и психическое здоровье, являются профилактикой по предупреждению падения зрения, развивают память, обогащают словарный запас, способствуют переводу информации из одного вида в другой, усиливают двигательную активность, повышают стимул к работе, предупреждают и снимают хроническую усталость, повышают мотивацию к учению.

Слайд 14.
4. Физминутки (примеры).
Музыка - прекрасная гимнастика для ума. На песенной основе легче усваивается грамматический материал, песни стимулируют развитие навыков диалогической речи. Музыку или песни можно использовать:
для закрепления лексического и грамматического материала,
как стимул для развития речевых навыков и умений,
для снятия напряжения, как вариант психоразгрузочной паузы.
Пример «Мультик»


Чтобы повысить мотивацию при формировании навыков быстрого чтения с пониманием прочитанного, а это очень сложный процесс, я осуществляю нестандартное оформление текста. При оформления текста справа и слева должны быть поля, где глаз человека должен отдохнуть. Такое оформление текста позволяет читателю усвоить как можно больше информации из текста. Поля справа от текста рекомендуется использовать для семантизации незнакомых слов. Незнакомые слова можно выделить, а перевод этих слов на русском языке выносится на правую сторону этой же строки, что позволяет не прерывать сам процесс чтения.
Миникниги.
Снять общую усталость, поднять общий тонус можно простыми, но достаточно эффективными упражнениями.
Пример «Повторяй! Не зевай!»

При общем утомлении полезно массировать биологически активные точки на руках и выполнять упражнения, полезные всем участникам образовательного процесса.
Пример «Разминка для пальцев №1, №2»

Слайд 15.
Или по-английски поочередно указывая на части тела:
I’ve got ten fingers, 
I’ve got ten toes, 
I’ve got two ears, two eyes and a nose.
Все валеологические упражнения активизируют лексический запас, особенно на ранней стадии изучения иностранного языка.
Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
Примеры «Городок», «Коррекция зрения»

Слайд 16.
Упражнение «Четыре ступени» помогает укрепить зрение.
Глаза сначала фокусируются на каком-нибудь ближайшем объекте, например, книге. Подаю команду: “Look at your book!” Затем смотрим на объект, расположенный на небольшом расстоянии: “Look at the window!” Затем на еще более отдаленном предмете: “ Look at the tree near our school!” И, наконец, на каком-либо объекте в бесконечности: “Look at the skyline!” Четырех ступеней в выполнении упражнения вполне достаточно. Когда вы дойдете до самого дальнего объекта, вернитесь назад в обратном порядке.

''Письмо''.
Пишите буквы или слова движением глаз. При этом желательно чередовать размер ''написанных'' букв, например, сначала во всю противоположную стену, а потом на ближайшем мелком предмете. Можно предложить написать алфавит, свое имя, или имя друга по-английски.

Динамические упражнения.
Выполняем те действия, о которых говорится в рифмовках.
Если вы еще не работали по компьютерному приложению Биболетовой, обязательно его приобретите, детям очень нравится и сильно мотивирует.
Пример «Приложение 3 класс. 2 четверть. Урок 22 упр. 1»

5. Заключение.
Слайд 17.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Что педагог должен уметь:
1. Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления.
2. Владеть основами здорового образа жизни.
3. Устанавливать контакт с коллективом учащихся.
4. Наблюдать и интерпретировать вербальное поведение.
5. Прогнозировать развитие своих учащихся.
6. Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления.
7. Личным примером учить детей заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.
В свете сказанного валеологический подход к уроку проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности всё то, о чём он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет её вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие наряду с учащимися.





15