Презентация по инновационным методикам


Новые методики в преподавании естественнонаучных дисциплин На примерекорнесловно-смыслового методапреподавания учебных дисциплинР.Г. Двизова,учитель географииЧОУ «Православная средняя школаФеодоровской иконы Божией Матери»,г. Иваново Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(на основе трудов А. С. Шишкова) Окончил Морской кадетский корпус (1772). Занимался литературной деятельностью (гл. обр. переводами), составил трехъязычный Морской словарь. Составил и редактировал первый академический "Словарь русского языка".Участвовал в Русско-шведской войне 1788-90.В н. XIX в. проявил себя как идеолог русского патриотизма, изложив свое научно-политическое кредо в "Рассуждении о старом и новом слоге российского языка" (1803) и "Рассуждениях о любви к Отечеству" (1811) и объединив группу патриотов-литераторов и языковедов в "Беседу любителей русского слова" (1810). Шишков Александр Семенович (9.03.1754-9.04.1841), русский государственный и общественный деятель, филолог, писатель, адмирал, член Российской академии(с 1796). Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(на основе трудов А. С. Шишкова) Шишков Александр Семенович (9.03.1754-9.04.1841), русский государственный и общественный деятель, филолог, писатель, адмирал, член Российской академии(с 1796). В апреле 1812 назначен государственным секретарем (до 1814). Во время Отечественной войны 1812 составлял патриотические приказы, рескрипты и обращения к русским людям.В 1813-41 - президент Российской Академии, которую сделал центром русской духовности и патриотизма. В своих литературных и филологических трудах тесно увязывал науку и русский патриотизм, считая их залогом успешного развития России.В 1824-28 - министр народного просвещения и главноуправляющий делами иностранных вероисповеданий. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(обоснован в работах к. пед. наук В. В. Семенцова) Состоялись выступления на Международных образовательных Рождественских чтениях.Опубликованы книги В. В. Семенцова:«Отечественный язык как основа воспитания и обучения» (о корнесловном смысловом методе преподавания школьных учебных дисциплин). ;«Исцеление языковой личности»Метод осваивается в школах Ярославской области (МОУ НОШ «Женская гимназия», МОУ Ломовская средняя общеобразовательная школа), Липецкой, Ивановской, Костромской обл., Санкт-Петербурга, Ленинградской области, др. Метод распространяется благодаря проведению семинаров в различных городах России и зарубежья (на снимке – семинар в г. Рига).В 2008 году состоялся доклад В. В. Семенцова на международной конференции в Японии. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода, по В. В. Семенцову) Корнеслов определяется учёными как «словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней" (Словарь русского языка АН СССР. Т. 2, С.137, 1958).По сути, корнеслов - это система народных образных представлений о мироустройстве. Подобно сказочным, былинным, песенным и другим фольклорным образам корнесловные образы - это живые архетипы, лежащие в основе субъективного психического отражения действительности.Утрата представлений о каких-либо корнесловных образах (феномен "не имею представления") ведёт к превращению живых слов в условные обозначения - сложные знаки; к обеднению образного мышления и к постепенной деградации языковой личности. Обращение к этимологическим корням ключевых слов урока развивает способности образного творческого осмысления. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Как объект изучения на уроках в школе, слово предъявляется детям как триединство формы, значения и смысла.При изучении различных учебных дисциплин в школе (в том числе и естественнонаучных), наряду с формальным изучением слова учащимся предъявляется также и его содержательная сторона - значение, которое в силу сложившейся в советской лингвистике и школьной дидактике традиции отождествляется со смыслом:«Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо; целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов... В ряде случаев в языкознании - то же, что значение»1.1 Мокиенко В.М. Никитина Т.А. Толковый словарь языка совдепии. М., АСТ, 2005. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Неготовность и фактически узаконенное самоустранение современной школы от изучения слова как источника, прежде всего, жизненного смысла, несводимого к сумме значений и словоформ, является основной причиной небрежного отношения к слову, а также активной потери уважения, любви и доверия к учительскому слову в сознании многих учащихся средних и старших классов. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Филологи, профессионально исследующие природу слова, различают два типа словесных значений: конвенциональные и фидеистические2.Абсолютизация конвенциональных значений, то есть сведение смысла слова к его коммуникативной функции, это чрезвычайно распространенный в современной школе подход, зафиксированный в целом ряде толковых словарей современного русского языка:«Слово - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств»3.2 Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.3 Мокиенко В.М. Никитина Т.А. Толковый словарь языка совдепии. М., АСТ, 2005. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Такой подход пагубно воздействует на сознание учащихся, превращая истинные смыслы в условные обозначения, зависящие от отношений обозначающего человека к обозначаемым предметам, лицам, процессам и свойствам. У детей возникает иллюзия познаваемости именуемого ими мира, самоконтроля и всемогущества в налаживании отношений. Результатами такого рода иллюзий являются самодовольство, примитивное всезнайство, гордыня и, в конечном счете, фрустрации и депрессии в более взрослом возрасте.2 Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.3 Мокиенко В.М. Никитина Т.А. Толковый словарь языка совдепии. М., АСТ, 2005. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) В отличие от конвенциональных, фидеистические (от fides - вера) значения слов - это значения, «внятные потусторонним силам»4. Они основаны на вере в высшие, превосходящие человеческое разумение смыслы.В каждом живом слове естественного языка есть фидеистическое значение, указывающее на высший Божественный смысл - ту суть, которая непознаваема без Божественного откровения. Изучение фидеистических значений слов в школе- это необходимое условие целенаправленного глубокого осмысления растущим человеком своего предназначения, состояния, долга, жизненного пути.4 Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Каждое живое слово родного языка представляет собой, прежде всего, не только и не столько средство общения, сколько код-программу, которая содержит указание на жизненные цели, ценности, отношения и стереотипы поведения, связанные с денотатом этого слова. Глубокоосознавая на уроках по разным предметам фидеистические значения таких слов, как, к примеру, человек, жизнь, воля, народ, отечество, любовь, учащиеся получают возможность целенаправленно совершенствовать и упорядочивать свои субъективные личностные смыслы, нетолько в теории, но и на деле пытаясь восходить к вершинам русской христианской духовности: «Кто в каком слове поучается, тот принимает свойства того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность»5.5 Преподобный Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. М., 2001. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) На уроках географии, биологии, обществознания, литературы, истории, химии, информатики и других дисциплин в течение ряда лет каждый учащийся усваивает множество конвенциональных значений одних и тех же слов (к примеру, человек, народ, единство, цельность). При этом базовые фидестические значения этих слов, основанные на его верованиях и во многом определяющие его жизненные выборы, зачастую постоянно остаются в сфере бессознательного.Результатами неосознаваемых противоречий между конвенциональными и фидеистическими значениями ключевых слов русского языка являются конфликты и кризисы непонимания, несогласия, одиночества, опустошенности, растерянности, уныния во внутреннем мире многих его юных носителей. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Фидеистический, то есть основанный на единой общей вере подход к слову в учебно-воспитательном процессе - это способ разрешить многие педагогические проблемы современной школы. Познание, ориентированное на Слово Божие; на постижение Божественного Промысла и Высшей Воли в ходе каждого урока будет безусловно способствовать установлению межпредметных связей, целостности восприятия мира; установлению дружеских доверительных отношений между всеми участниками учебного процесса. Основанное на воцерковлении в единой общей вере изучение слов и словесное воздействие на детей в школе - это единственный путь воспитания просвещенных и нравственно здоровых людей, чуждых язычеству и фарисейству. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) Аналогично вероисповеданиям, фидеистические значения слов, внутренне присущие каждому носителю языка, следует различать на языческие, ветхозаветные и новозаветные:языческие значения основаны на вере в материальную выгоду как высшую силу мироздания; ветхозаветные - на вере в букву закона и формальные юридические постановления; новозаветные - на вере в любовь в высшем смысле этого слова. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(сущность метода) К примеру, бессознательно усвоенное языческое значение слова смерть программирует отношение к смерти как идолу-божеству, с которым можно торговаться, играть, договариваться. Выполнение такой программы может привести к постоянной игре со смертью, к человеческим жертвоприношениям (убийствам, самоубийствам, садо-мазохизму), к культовому стяжанию сверхпрочных «вечных» материальных ценностей вроде золота или бриллиантов.Усвоение ветхозаветного значения этого слова как основы мировоззрения может привести к саддукейству, то есть к богоборчеству и к антихристианскому коммунистическому стремлению построить подобие всеобщего рая на земле путем уничтожения всех несогласных, несовершенных и инакомыслящих иноплеменников.Усвоив христианское отношение к смерти как основу субъективно личностного смысла этого слова, человек настраивает себя на смирение с неизбежными материальными лишениями, на стремление спастись от душевной гибели, на любовь к источнику вечной жизни, а также к своей и повседневной жизни в тех проявлениях, которые ему дарованы свыше. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(универсальность метода) Метод применим в преподавании любых учебных дисциплин, в том числе – естественнонаучных.К примеру (в биологии) указание на единый этимологический корень терминов растение и рождение позволяет учащимся живо и образно представить связь не только различных свойств живого организма, но и всего живого на земле. Дальнейшее указание на тот же корень в слове стоять, настоящий, истина способствует уже не просто тренировке ума, но воспитанию мудрости и способности к глубокому философскому восприятию видимого мира живой природы. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(универсальность метода) Еще один пример: слово зелёный (при изучении органов растений, фотосинтеза, растительного мира на уроках окружающего мира, биологии, географии)Современное значение слова связано с цветом, этимологически смысл слова восходит к словам зело, зелье, зло. Противоположное в современном значении слово добро, противоположно и по смыслу, так как этимологически связано со словами доба, удобный. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(универсальность метода) Так урок географии, биологии, окружающего мира становится уроком постижения важнейших ценностных категорий добра и зла.Аналогично строятся уроки по любым предметам как естественнонаучного цикла, так и любой другой предметной области, а также – в дополнительном образовании, семейном воспитании и т. д. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(содержание учебно-воспитательной работы с учащимисяв рамках метода) Главной преобразующей силой воздействия на учащихся в ходе их обучения   и воспитания  является живое слово. Как источник сведений о смысле слово рассматривается учителем и предлагается к рассмотрению учащихся не столько в виде инструмента человеческого общения, сколько в виде субъекта – представителя духовного мира во внутреннем мире воспринимающего.Целью учителя  является не низведение слова до уровня восприятия учащихся, а возвышение уровня восприятия учащихся, максимально возможно приближающее их к постижению истинного смысла слова. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(содержание учебно-воспитательной работы с учащимисяв рамках метода) Значения слов и символов, придаваемые им общественным мнением, должны усваиваться учащимися не отвлеченно, но в сопоставлении с  неизменным смыслом  и конкретным предназначением этих слов в контексте межличностного общения. Служа человеку, живое слово истины делает его благородным и просвещенным только тогда, когда человек воспринимает его с доверием, уважением, послушанием и благоговением.Когда словом называют какой-либо объект, слово придает этому объекту новые  свойства и более глубокий смысл, хотя называющие часто и не сознают этого. Эта  сила слов может и должна учитываться  в учебном процессе. Корнесловно-смысловой метод преподаванияучебных дисциплин(содержание учебно-воспитательной работы с учащимисяв рамках метода) Содержание учебной работы в рамках смыслового метода сводится не к усвоению суммы отвлеченных знаний и умений, а к осмыслению предназначения усваиваемых  знаний и умений в процессе самосовершенствования.