Доклад на тему:Формирование здорового образа жизни-как один из аспектов внеурочной деятельности


Доклад на педсовет № 7 30 марта 2016г
Формирование здорового образа жизни - как один из аспектов внеурочной деятельности. (Слайд№1)
В настоящее время в центре внимания наиболее актуально и остро стоит проблема сохранения здоровья подростков и формирования здорового образа жизни у обучающихся. Именно в подростковом периоде ребенок пытается найти себя среди других, всё пережить, открыть и испытать, он становится на путь жизненного самоопределения. В этот момент становления личности важно обучить ребёнка вопросам здоровья, воспитать культуру здоровья и подготовить к дальнейшей успешной жизни.
Слайд №2 Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков.
Моя работа в данном направлении ведется в трех основных направлениях: Слайд №3
- Диагностическая работа.
- Индивидуальная работа.
- Групповая работа.
Диагностическая работа дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях.
Ежегодно в рамках месячника «За здоровый образ жизни» проводится социологический опрос. Целью которого является выявление отношения обучающихся к табаку, алкоголю, наркотикам и дальнейшая профилактическая работа, а также определение уровня информированности и степени распространенности среди воспитанников школы-интерната сведений о вредных привычках.
Результаты обработки анкет отражены в таблице: Слайд №4
Диаграмма 1
(Пример: ФРОЛОВ ЗОРИН)
Но, тем не менее, при опросе было выявлено, что 25 % подростков хотя бы один раз в жизни употребляли алкоголь, либо курили сигареты. Это еще раз подтверждает актуальность проблемы среди подростковой среды и важность профилактического направления по отношению к употреблению алкоголя и никотина.
Но в то же время из того же социологического опроса старшеклассников прослеживается высокий уровень нежелания иметь вредные привычки.
Диаграмма 2 Слайд №5
Исходя из расстановки приоритетов в диаграмме 2, мы можем говорить о потребности в помощи подросткам со стороны взрослых, о правильности и эффективности выбранных направлений.
Опрос старшеклассников « Как вы предпочитаете проводить свободное время» показал, что приоритет отдается общению со сверстниками, но одним из ведущих увлечений является занятие спортом. ( Слайд №6)
Диаграмма 3
Индивидуальная форма работы.
Индивидуальная форма социально-психологической работы – не менее важное направление. Из опроса самих подростков и опыта работы специалистов СППС, каждый ребенок представляет свое будущее (ответы учащихся): Лесенка успеха (Слайд №7)
- быть богатым,
- удачным,
- радостным,
- образованным,
- здоровым,
- благополучным,
- иметь хорошую работу,
- быть полноценным членом общества.
Нет ни одного ответа, где подросток представляет свое будущее неудачным, с плохим здоровьем, низким социальным статусом и т.д.
Потому что наши дети считают себя полноценными членами общества.
Групповая форма работы – это одно из ведущих направлений воспитательной работы . В нем большое значение имеет информированность учащихся и информация носит адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка. Более того, она наглядна, имеет не только научно-теоретическое подтверждение, но и свою правовую основу.
В данном направлении наша работа строится в тесной взаимосвязи с институтом МВД России, Воронежским юридическим техникумом , УФСКН России по Воронежской области, отдел ПДН ОП №5( Слайд №8 )
Систематически проводятся: тематические классные часы; круглые столы, беседы-презентации, викторины, встречи с сотрудниками полиции, врачом-наркологом и другими специалистами здравоохранения.
Диаграмма 4 ( Слайд № 9)
Слайд №10 Исходя из этих особенностей, сам собой вытекает вывод. Необходимо работать с подростками такими, какие они есть, - не вырывать их из контекста взаимоотношений со сверстниками. Узнавая наших детей, мы сокращаем дистанцию во взаимоотношениях с взрослыми. Просто заставить подростка изменить свои взгляды, интересы, ценности – дело не благодарное. Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого подростка и в процессе совместного взаимодействия формировать его конструктивные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества (здоровье, любовь, семья, дети, самоуважение, уважение окружающих, и так деле).