План – конспект интегрированного мероприятия «Экологические аспекты использования автомобильного транспорта»


План – конспект
интегрированного мероприятия
«Экологические аспекты использования автомобильного транспорта»
«… Нужно учитывать, что хотя и наступила эра космических полетов, жить нам и нашим потомкам придется на Земле, которую с ее природой нужно беречь и любить». 
А.Несмеянов
Актуальность проблемы: актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.
Цель: обобщить знания учащихся об использовании автомобильных транспортных средствах; выяснить роль автомобильных двигателей в загрязнении окружающей среды, раскрыть сущность связанных с этим экологических проблем и убедиться в жизненной важности бережного отношения к окружающей нас природе.
Задачи:
Теоретико-мировоззренческие: выявить главные особенности взаимодействия природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Прикладные: уметь самостоятельно работать с различными источниками информации, получать, передавать и анализировать эту информацию; использовать современные информационные технологии, обладать необходимой компьютерной грамотностью, развивать навыки исследования и прогнозирования.
Развивающие: уметь вести наблюдения и делать выводы; применять приобретённые знания в повседневной деятельности; развивать личностную установку на бережное отношение к окружающей среде, формировать экологическую культуру, социально-ответственное поведение в окружающем мире.
Воспитывающие: формирование социальной позиции учащихся: «Я- житель планеты Земля», «Я-исследователь»; овладение основами бережного и рационального использования природных ресурсов; воспитание гуманизма, патриотизма, экологических и моральных убеждений в отношении к окружающим и к миру в целом.
Коммуникативные: уметь работать в группах и парах; выслушивать оппонента и аргументировано высказывать свою точку зрения.
Оборудование:Мультимедийная доска, ноутбук, карта-задание, карта «Топливные ресурсы России».
Ход урока
На фоне 1 слайда: звучит музыка, преподаватель читает стихи
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки,
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она, как мы, такая же – живая!
Сегодня у нас урок – событие на тему «Экологические аспекты использования автомобильного транспорта». Нам предстоит узнать чем опасны выхлопные газы автомобилей; какие двигатели лучше использовать в автомобильном транспорте; есть ли перспективы у человечества уменьшить загрязнения окружающей среды и сберечь природу для потомков.
На фоне 2 слайда: Видео – Автомобильная пробка в Москве.
Мы знаем, что автомобилей на улицах наших городов с каждым днем становится все больше. Они занимают огромное место в нашей жизни. Это комфортное и доступное средство передвижения.
Какими достоинствами и недостатками обладает автомобильный транспорт? (работа на доске)
«+» «-»
1.
2.
3…. 1.
2.
3….
Выделите главный недостаток автомобильного транспорта? (выделяют загрязнение окружающей среды)
Вывод: несмотря на большое количество плюсов автомобильного транспорта, у него есть и минусы. И главным из них является экологический аспект.
На фоне 2 слайда:
В настоящее время г.Братск занимает одно из лидирующих мест среди городов Иркутской области по количеству автомобильного транспорта на душу населения. Уже сейчас, в час пик, заметны «пробки» на дорогах. Автомобили являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Выхлопные газы оказывают негативное влияние на здоровье населения города. Учащимися класса было проведено мини-исследование по определению количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автотранспорта за 1 час. Этим вопросом занимались Кужель Илона и Киреев Александр. Предоставляем им слово.
Слайд 3-7. Отчет о мини-исследовании учащихся «Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта».
Слайд 8. Работа с картой-заданием, выполняем №1 «Задача по физике».
Слайд 9. Выводы.
«Мотора звук для нас звучит как музыка. Как аромат вдыхаем мы бензин» - поется в песне. Может, для кого то и выхлопные газы ароматно пахнут, но не наносят ли они вред здоровью человека, животных, растений? Тоноян Мананой было проведено теоретическое мини-исследование о влиянии выхлопных газов автомобилей на окружающую среду и здоровье человека.
Слайд 10-15. Отчет о мини-исследовании учащихся «Влияние выхлопных газов автомобилей на окружающую среду и здоровье человека».
Слайд 16. Выводы.
Работа с картой-заданием, выполняем №2 «Задача по химии».
Слайд 17. Автомобили на дорогах.
Как вы знаете, в автомобилях используют различные типы двигателей.
Наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине и дизельном топливе. Предлагаю вам поработать с картой-заданием и проанализировать табличные данные о составе выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей. Ответьте на вопросы после таблицы.
Работа с картой-заданием, выполняем №3 «Анализ информации».
Какой двигатель наносит меньший урок окружающей среде?
Я – любитель природы,И хочу у вас узнать:Может быть, автомобили Нам пора в музей отдать?Сдать пора в металлолом?Ведь от них и пыль, и дым,Газ угарный, вредный.Новый транспорт нужен нам –Чистый и безвредный.
2. Какие виды двигателей на альтернативном топливе вы знаете?
Слайд 18-20. Фотографии автомобилей работающих на альтернативном топливе.
Слайд 21. На фоне нефтяной качалки в пустыне.
Однако эти альтернативные двигатели пока не получили широкого применения. Потому что это двигатели будущего. Сегодня широко используются двигатели, работающие на продуктах переработки нефти.
Работа с картой-заданием, выполняем №4 «Экологический аспект».
Как вы думаете, вечно ли будет продолжаться добыча нефти или ее запасы исчерпаемы?
Федосовым Артемием и Некрасовой Ульяной было проведено теоретическое мини-исследование о перспективных месторождениях нефти и газа в мире и России.
Слайд 22. Отчет о мини-исследовании учащихся. Выступление Артемия «Перспективные месторождения газа и нефти в мире», анализ выполненной контурной карты.
Выступление Ульяны «Перспективные месторождения газа и нефти в России». Работа с «Топливной картой России».
Россия располагает значительными запасами нефти и газа. В пределах Западно-Сибирской низменности открыты 300 нефтяных и газовых месторождений. Волга-Уральская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию между Волгой и Уралом. Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает обширную территорию. Здесь открыто более 70 нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений. Нефтегазоносные области Северного Кавказа занимают территорию Краснодарского и Ставропольского краев, Чеченской и Ингушской республик, Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии. Нефтегазоносные области Восточной Сибири в административном отношении охватывают территории Красноярского края, Иркутской области. На Дальнем Востоке наиболее крупные месторождения нефти находятся на Сахалине. В бассейне р. Вилюй на территории Республики Саха (Якутия) открыты 10 газоконденсатных месторождений.
В ближайшей перспективе намечаются работы по вовлечению в хозяйственный оборот новых месторождений нефти и газа Ямал, Западной Сибири и Восточной Сибири (Красноярский край и Иркутская область). Для освоения перспективных месторождений потребуется привлечение иностранного капитала.
Наносит ли вред окружающей среде нефте- и газодобыча? Если да, то какую?
Слайд 23. Видео «Экологическая катастрофа».
Вывод: нефте- и газодобыча наносит большой урон природе. Чаще всего это происходит по вине человека. Из-за его халатности, не рационального использования месторождений, происходят экологические катастрофы.
Мы убедились, что использование автомобилей – это не только комфорт, но и загрязнение окружающей среды. Вам дано было творческое задание – приготовить буклеты, информация которых просвещала бы и призывала Землян задуматься о разумном использовании автомобильного транспорта. Обменяйтесь своим творчеством и ответьте на вопросы, которые поставлены в ваших картах-заданиях.
Работа с картой-заданием, выполняем №5 «Работа с буклетом».
Слайд 24. На фоне слайда слова учителя.
На нашем уроке мы рассмотрели один аспект влияния автомобильного транспорта на окружающую среду – загрязнение. В наше время люди, принимающие ответственные технические решения, должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными, осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они могут принести природе. По нашему мнению автомобиль в жизни и деятельности современной цивилизации просто необходим. Но всякие недоработки научно-технического прогресса необходимо устранять своевременно с той целью, чтобы сохранить в чистоте окружающую среду. Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к природе, от гармонии между ними.
Слайд 24. На фоне слайда звучит музыка, учитель читает стихи.
Когда огромный мир противоречий,
Насытится бесплатною игрой, -
Как бы прообраз боли человечной,
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа,
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
(Н.Заболоцкий)
Поэтому всем вам необходимо задуматься над вопросом: автомобиль – это добро или зло? Решение этой проблемы в первую очередь зависит от нас с вами.
Работа с картой-заданием, выполняем №6 «Дополнительное задание».
Дома ответьте на вопросы задания в форме эссе.