Способы самосовершенствования и саморазвития учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС


Способы самосовершенствования и саморазвития учителя иностранного языка в условиях введения ФГОС
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходят масштабные инновационные изменения в образовании. Освоение же ФГОС является сложным и многосторонним процессом, требующим от учителя постоянного совершенствования знаний. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства – это самообразование.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
I.Предметное самообразование:
- изучение материалов ФГОС;
- изучение подходов к уроку, оцениванию и анализа урока с позиций ФГОС;
- получение и усвоение новой информации по внедрению ФГОС в Сети творческих учителей иностранного языка;
- участие в работе ШМО, РМО;
- посещение уроков у коллег.
II.Методическое самообразование:
- изучение и внедрение в работу рекомендаций ФГОС;
- работа в ШМО,РМО, на образовательных сайтах, видео-конференциях по ФГОС;
- изучение нормативных документов.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов; * время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; * качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; * система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
* нехватка у педагогов свободного времени; * дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
* Главные достоинства такой формы самообразования: * возможность пройти их в удобное для педагогов время; * возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной основе; * документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации. 
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; * посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; * участие в педагогических советах, научно-методических объединениях; * посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; * теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; * самостоятельное создание сетевого учебного содержания; * освоение информационных концепций, знаний и навыков; * наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; * методическая помощь является персональной и адресной; * попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
ПРИМЕР
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов: 
* Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме. * Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог. * Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий. * Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов. * Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования. * Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.). 
Так в 2012г мною была составлена программа профессионального саморазвития, включающая следующие формы организации самообразования:
Цель программы: повышение профессионального уровня, педагогического мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
систематическое изучение психолого-педагогической и методической литературы;
повышение квалификации и профессиональная переподготовка;
изучение передового педагогического опыта учителей иностранных языков;
совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации (экзамены в формате ЕГЭ, ГИА), предметным олимпиадам, творческим конкурсам, НПК;
обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Ожидаемый результат:
реализация программы профессионального саморазвития поможет мне повысить свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство и компетентность;
результативная работа в направлении развития познавательной активности и накопления опыта творческой деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности школьников.
Реализация программы профессионального саморазвития
Виды деятельности Ресурсы Сроки реализации
Изучение психолого-педагогической и методической литературы
1. Изучение методической литературы по ФГОС www.eng.1september.ruwww.standart.edu.ruwww.fgos.isiorao.ruwww.it-n.ruwww.irooo.ruwww.englishmylife.ucoz.ruwww.mosfla.orgwww.omrc.ru2012-2017
систематическое изучение и обобщение материала
2. Обзор психолого-педагогического и методического материала в сети Интернет
2012-2017
систематически
II. Повышение квалификации и профессиональная подготовка
1. Повышение квалификации по предмету курсы повышения квалификации (ИРООО) 2012-2017
2. Изучение инновационных методов работы ведущих учителей района и области в обучении и воспитании
2012-2017
систематически
3. Дополнительная профессиональная подготовка дистанционные курсы, семинары, мастер - классы 2012-2017
4. Переаттестация на первую квалификационную категорию 2015
5. Получение высшего образования заочно 2013-2018
III. Изучение передового педагогического опыта по использованию электронных ресурсов

1. Изучение методической литературы, учителей-новаторов, учителей иностранных языков. Посещение мастер - классов
систематически
2012-2017
2. Составление мультимедийных презентаций к урокам и внеурочным занятиям систематически 2012-2017
3. Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в образовательном процессе презентации, проектные работы 2014-2017
4. Внедрение полученных результатов в педагогическую практику обработка и обобщение опыта 2012-2017
IV. Формирование ключевых компетенций школьников, развитие познавательной активности и накопление опыта творческой деятельности
1. Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ систематически 2012-2017
2. Реализация программы школы «Одаренные дети» и создание условий для активного и результативного участия одаренных детей в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
поэтапно 2012-2017
3. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для участия в научно-практических конференциях, Интернет проектах поэтапно 2012-2016
V. Актуальные профессиональные проблемы: переход на новые ФГОС
1. Осуществление перехода на ФГОС поэтапно 2013
2. Выбор (разработка) учебно-методического сопровождения при переходе на новые стандарты выбор УМК, разработка КТП 2013-2014
VI. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
1. Использование проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, игровой технологии, ИКТ в обучении и воспитании. систематически 2012-2016
2. Вовлечение учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка.
поэтапно 2014-2017
VII. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
1. Выступление с обобщением опыта работы на ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсоветах и методических совещаниях школы, РМО учителей английского языка, педагогическом марафоне, НПК и августовских конференциях работников образования систематически 2012-2017
Программа по саморазвитию реализована лишь частично, но я уже добилась существенных результатов: в 2013 г. поступила в ОмГПУ по специальности «иностранный язык», в 2014г была переаттестована досрочно со 2 КК на 1 квалификационную категорию по должности «учитель».
Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда, и помогает значительно повысить качество образования в школе.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н. А.