К ВОПРОСУ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ИНТЕРЕСЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


УДК 371.3
К ВОПРОСУ О ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ИНТЕРЕСЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Дуисеева Н.С.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Д.М. Перова»
Аннотация: В данной статье рассмотрены аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников. Затронут вопрос развития познавательной деятельности под влиянием интереса. Автором выявлены общие условия, при которых у младших школьников возникает и развивается интерес к учению.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная деятельность, младшие школьники, интерес, восприятие.
THE ISSUE OF PUPILS’ INFORMATIVE INTEREST IN THE PROCESS OF LEARNING
Duiseeva N.S.
primary school teacher of the highest category of MOU «Secondary school № 4 by D.M. Perov»
Abstract: This article discusses aspects of formation of informative interest by pupils. The author touched upon the issue of cognitive activity development under the influence of interest. The author reveals the general conditions under which interest to teaching is developed by the pupils.
Keywords: cognitive interest, cognitive activity, pupils, interest, perception.
Познавательный интерес ‒ важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологического и социального ориентира в реальной действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности погружаться в научные истины, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.
В то же время, познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений. Более того, познавательный интерес побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменение, усложнение ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации), отыскания иных необходимых способов.
Рассматривая характер развития познавательной деятельности, возникающей под влиянием интереса, можно отметить, что в начале познания интерес к предмету вызывается первичной информацией, полученной из доступного источника (наблюдения, печатного текста, устного сообщения). В дальнейшем интерес к полученной информации может или усиливаться, в связи с осознанием конкретной цели деятельности, путей и условий реализации задуманного, или угасать из-за их отсутствия. При устойчивом интересе активность такой деятельности получает дальнейшее развитие. Причем, на этом уровне развитие познавательной деятельности во многом оказывается обусловленным эмоциями, возникающими от результатов данной деятельности. Если действие не привело к поставленной цели или результаты его вызвали отрицательные эмоции (обида, неудовлетворенность результатами), то наиболее вероятным итогом должно быть угасание интереса к деятельности и ее прекращение. Однако, в этом случае возможен и другой вариант: отрицательные эмоции и творческие неудачи становятся побудительным мотивом для новых поисков и решений, соответствующих прежним, или несколько измененным целям.
Так, говоря о младших школьниках, поступление в школу и переход от свободной игры к произвольной деятельности ‒ к учению – составляет событие трудное, меняющее всю его жизнь, т.е. является переломным моментом в жизни и психическом развитии ребенка. Меняется режим занятий, сна и отдыха. Значительное место в нем занимает серьезная деятельность, которой подчиняется все (нужно встать рано, своевременно прийти в школу, сидеть длительное время за партой, не проявлять привычной двигательной активности, нужно готовить уроки дома и т.д.). Изменяется положение ребенка в семье, поскольку теперь у него появляются обязанности, которые за него никто другой выполнить не может. Изменяются его отношения с взрослыми и товарищами. Среди взрослых появляется особое лицо ‒ учитель, который постоянно предъявляет требования, проверяет, контролирует, регулирует деятельность и поведение ребенка. Да и с товарищами появляются деловые отношения на базе общей учебной деятельности.
Содержание и характер интереса в процессе развития человека существенно изменяется. С поступлением в школу начинается новый этап развития детских интересов, которые постепенно переключаются с игровой деятельности на учение. Новая обстановка, новые люди, новый вид деятельности, новое положение в коллективе ‒ все это вызывает интерес у младших школьников. Первоначально интерес возникает ко всем видам учебной деятельности. Маленькому школьнику интересно учиться читать, писать, работать с учебными и прикладными пособиями. В дальнейшем начинается дифференциация. Меняется зависимость интереса от успеха в том или ином виде деятельности: если младший школьник обычно проявляет интерес к той деятельности, которую он осуществляет успешно, которая ему доступна, то в дальнейшем интересы направляются на преодоление трудностей. И на этом этапе могут возникнуть вопросы: как воспитывать у младших школьников познавательный интерес? Что нужно делать, чтобы он постоянно развивался?
Если обобщить работы педагогов и психологов, исследующих эту проблему (Т.П. Войтенко [1, с. 76], П.Л. Капица [2, с. 110], Г.И. Щукина [4, с. 45] и т.д.), то можно выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. Во-первых, огромную роль в пробуждении и развитии у младших школьников интереса к предмету играют качество преподавания и личность учителя. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету. Что касается учебного труда, то он, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку. Также для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Также важно помнить, чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. Не слишком легкий, не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа младших школьников, тем интереснее ему работать.
Как утверждает Л.В. Ткаченко, непременным компонентом познавательного интереса учащихся в обучении является восприятие. Оно протекает по-разному. В одних случаях, изучаемые предметы и явления учащиеся воспринимают непосредственно, в других ‒ через наглядные образы или через живое и печатное слово, опирающееся на ранее образовавшийся чувственный опыт. Во всех этих случаях наглядность повышает качество усвоения учащимися знаний [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что возбуждение интереса является необходимым условием включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Так как разнообразные и значительные по своему объему знания часто перестают быть условием и стимулом развития мышления, необходимо внедрять новые методы и способы развития познавательного интереса младших школьников.
Список литературы
Войтенко, Т.П. Обучение через саморазвитие и самовоспитание [Текст] / Т.П. Войтенко // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 76-87.
Капица П. Л. Педагогические компоненты творчества [Текст] / П. Л. Капица // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 109-113.
Ткаченко Л.В. [Электронный ресурс] : Серверная система управления библиографической информацией, 2016. URL: https://refdb.ru/look/2717476-pall.html (дата обращения: 29.11.2016).
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1998. – 88 с.