МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

метод проектов как альтернатива традиционной форме организации обучения в начальной школе

В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов.(Начальное образование, №2, 2004(
Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.(Начальное образование, №1, 2005(
Общие цели проектной деятельности могут быть сформулированы так:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять на познавательную деятельность.
За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.(Начальное образование, №2, 2004(



























Рис. 1. Основные идеи метода проектной деятельности

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.(Начальная школа, №1, 2009(
Исследовательская деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентированная, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Особо следует отметить, что проектный метод является косвенным методом обучения, в нем важны не только полученные учащимися результаты, сколько сам процесс поиска, эксперимента, опыта, исследования, а также характер отношения к этому процессу его участников.
Анализ научно-методической литературы, как российской, так и зарубежной, позволяет выделить шесть стадий работы над проектом.
Таблица 1
Стадий работы над проектом
Этапы
Решаемые задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

Подготовка
Определение темы, целей и содержания проекта
Уточнение информации, обсуждение задания
Объяснение цели проекта, мотивов деятельности

Планирование
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде
Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации
Предположение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения

Принятие решения
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности
Работа с информацией, анализ и синтез идей, выполнение исследования
Наблюдение, консультирование

Выполнение
Выполнение проекта
Работа над проектом и его оформление
Наблюдения, консультации, советы

Оценка результатов
Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков
Обсуждение, формулирование выводов
Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата

Защита проекта
Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов
Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов
Участие в представление и оценке проекта


При использовании метода проекта очень важно обратить на роль учителя в организации и руководстве процессом проектной деятельности. Можно выделить следующие необходимые особенности педагогической позиции учителя:


Координирует процесс


Является источником информации




Учитель


Поддерживает и поощряет участников

Обеспечивает непрерывность работы над проектом

Осуществляет консультационную помощь




Подготавливает необходимое оборудование



В процессе реализации проекта у участников возникают трудности объективного характера. Однако именно их преодоление является одной из главных целей этого метода. При выполнении проекта ученик попадает в среду «неопределенности», что и активизирует его познавательную деятельность: в психологии известно, что интерес возникает скорее в «зоне незнания», чем знания.
Таким образом, метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хотя и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу приметить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что и подчеркивает ее особое значение в процессе формирования компетенций и развития младшего школьника.


Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы

Результат, готовый к внедрению в практику

Интеграция знаний и умений из разных областей

Использование различных средств

Представление своего понимания проблемы

Воздействие на окружающий мир

результат

Практическое решение проблемы

Теоретическое освещение проблемы

Что я лично могу сделать для решения проблемы



Заголовок 215