Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС


Сергеева Светлана Петровна
Муниципальное автономное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №73 г. Челябинска
Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС
Работая по ФГОС 2 года, я поменяла свои взгляды на обучение и воспитание учащихся.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
 Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Мы вполне осознаем и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А мы согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
Что же касается самих школьников то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.
Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Именно это требование является ядром нового стандарта.
Одним из условий мотивации ребенка к учебной деятельности является создание образовательной среды. В связи с введение ФГОС образовательная среда стала разнообразной и богатой
Учитель должен создать такую образовательную среду, при которой каждый ученик должен чувствовать себя свободной личностью, имеющей возможность высказать свою точку зрения, быть принятым своим мини – коллективом ( одноклассниками, учителем) и это очень важно для ребенка, когда его понимают, принимают его мнение, - и это придаст ему уверенности, уверенность сохранится на протяжении всей жизни. Естественно, если у ребенка складываются отношения с коллективом, ему хочется общаться и идти в школу, а следовательно получать знания.
Набрав 1 класс в 2011году, я поставила задачу сплотить коллектив, что является залогом успешной учебной деятельности. В этом мне помогали на протяжении 2 –х лет внеклассные мероприятия: экскурсии, поездки в музей, спортивные праздники, классные часы, день именинника. И действительно, детям нравится приходить в школу (приходят за час до занятий и стремятся уйти последними).
Им хочется все - участвовать в соревнованиях, в различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Классики»» «Эмму», «Шаг в будущее», в школьных акциях «Подари книгу школе», «Мы за живых ежиков», «Построим дом для поросят» и др. И я им создаю условия для реализации их потребностей, даю возможность каждому попробовать свои силы. Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.
Когда я начинала работать в 1999 году, на олимпиады, конкурсы «отбирала» детей хорошо учившихся, а дети среднего уровня развития такой возможности не имели.
Работая по ФГОС и поменяв свои взгляды, даю возможность участвовать и проявить себя всем желающим ученикам. Очень активны дети 7 вида. Первый год был без результативный, но на этом мы не останавливались . Второй год начал приносить результаты: «Классики» - 2 место в регионе, «»Эму» 1, 2 места, пока по школе, «Шаг в будущее», «Интеллектуалы 21 века» и др. и от этого им еще больше хочется пробовать свои силы. В этом году в конкурсе «Шаг в будущее» участвовал 1 ученик, на следующий год изъявили желание 5 человек.
Создавая образовательную среду - ребенок проявляет и формирует регулятивные УУД (ставит перед собой задачу, планирует свои действия) , коммуникативные УУД (умеет слушать, вступать в диалог, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли), познавательные УУД(готовясь к конкурсу изучает множество дополнительного материала, как самостоятельно, так и с помощью учителя).
Во всех случаях необходима система оценки достижений в новых стандартах. И это может быть портфолио, ребенок получая грамоты , дипломы отслеживает свои успехи и планирует свою дальнейшую деятельность.
А также я поощряю призами, чествуем победителя, отличные отметки.
Итак, результатом моей работы является повышение мотивации к учебной деятельности, положительный настрой ребенка. Уважаемые коллеги, я советую вам создавать ситуация выбора не перед собой, а давать шанс каждому ребенку пробовать свои силы.