Урок по культуре добрососедства для учащихся 2 класса по теме Крым на карте России


Дата:_________Класс___________
Тема: Крым на карте России
Цель: формировать представление учащихся о Крымском полуострове. Представление о Крыме как полуострове. Находить на карте России Крымский полуостров 
Задачи:
▪ познакомить учащихся с особенностями Крымского полуострова;
▪ способствовать развитию чувства гражданственности, патриотичности;
▪ углубить представление о разнообразии флоры и фауны;
▪ расширять кругозор, воспитывать познавательный интерес;
▪ воспитывать эстетические чувства, художественные способности.
Тип урока: комбинированный, интегрированный (ИЗО, чтение)
Форма занятия: беседа с показом слайдов, конкурс рисунков «Природа Крыма»
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, экран для показа слайдов, физическая карта России,Крыма, толковый словарь, художественные принадлежности для рисования.
Ход занятия
I.Организационный этап (Слайд 1)
(дети заходят в класс, на экране - физическая карта России)
(Слайд 2 )
II. Актуализация знаний.
Учитель читает отрывок:
«Отчизны краешек особенный,
Долины, горы, хлеб и соль…
Для всех ты – Крым,
А мне ты – Родина,
Мой дом, судьба моя и боль».
(Слайд 3)
-Составьте из букв (РМКЫ) географическое название, которое встретилось в стихотворении.
(Дети составляют из букв слово КРЫМ)
(Слайд 4)
-Что обозначает слово?
III. Самоопределение темы. Мотивация деятельности.
-Предположите, чему посвящен наш урок?
-Как вы думаете, почему мы будем говорить о Крыме?
-Известный русский драматург А.С.Грибоедов отметил: « Крым - удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».
-А ещё Крым называют жемчужиной. Почему? (метод «мозговой штурм»)
-Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одно из красивейших мест планеты, попытаемся убедиться в неповторимости этого удивительного уголка Земли, выясним, почему его называют «жемчужиной».(Слайд 5,6)
IV. Работа по теме
1.Географическая страничка. История возникновения Крыма.
«Научная сказка»
Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны.
И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.
Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой.
Работа с картой.
(Слайд 7)
-Найдем на карте Крымский полуостров.(поиск и показ на карте)
-Интересно географическое положение нашего удивительного полуострова. Он находится на юге Украины, соединен с материком узким перешейком.
-Крымский полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Моря соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, в ней много полезных веществ. Азовское море меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и не такая соленая, как в Черном.
-Если посмотреть на карту, можно увидеть Крым, напоминающий жемчужину, а ласковое Черное море, омывающее полуостров, очень похоже на открытую раковину.
2. Лексическая страничка
(Слайд 8)
-Что обозначает слово «жемчужина»?
- Обратимся к толковому словарю.
- На японском языке слово «жемчуг» означает – слезы моллюсков.
- Послушайте легенды и предания о жемчужине.
Японская легенда.
«Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины. Они раскрываются, а когда капля попадает внутрь, закрываются и медленно опускаются на дно».
Филиппинское предание:
«Когда солнце взошло над морем, его лучи попали в открытые створки раковин, и в каждой из них образовалась жемчужина. Раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. Людей обуяла жадность. Вожди племен, стараясь собрать на рифах весь жемчуг, переругались между собой и повели племена в бой. С тех пор раковины ушли с рифов в море, и теперь, чтобы достать их, за ними нужно глубоко нырять».
3. Природная страничка
(Слайд 9)
- Крымский полуостров удивительно красив. Посмотрите, как красивы горы, водопады, растения Крыма.
-Разнообразен и животный мир Крыма.
-Многие люди предпочитают отдыхать и проводить свой отпуск в городах Крыма.
4. Художественно-поэтическая страничка
(Слайд 10)
- Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей.
-Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, Азовского и Черного морей пробуждает у людей творческое вдохновение.
- Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах.
-Поэты, писатели, композиторы посвятили Крыму лучшие свои произведения. Достопримечательности и природа Крыма вдохновляли их  на создание произведений. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.
-Послушайте стихотворение А.С.Пушкина о природе Крыма:
«Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега.
Скажите мне, кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?»
5. Страничка «Самый-самый…»
(Слайд 11)
▪ Самая протяженная река Крыма – Салгир. Ее длина – 232 км.
▪ Самое большое озеро Крыма – Сасык-Сиваш. Его площадь – 70 кв км.
▪ Самая крупная птица Крыма и Европы – черный гриф. Размах крыльев достигает 3,5 м. В гнезде могут разместиться свободно два взрослых человека.
▪ Самое крупное хищное животное Крыма – лисица.
6. Героическая страничка
(Слайд 12)
-Крым удивляет нас не только живописным пейзажем.
-Весь полуостров обагрён пролитой русской кровью. Территория Крыма изобилует памятными местами и надгробиями русских воинов, которые погибли, защищая ее.
-Долгие годы русская армия и флот стояли на страже Крыма, героически обороняя Севастополь. Так было и в годы Крымской Войны, и в годы Великой Отечественной.
-За мужество и стойкость Севастополю присвоено звание город-герой.
-21 марта 2014 г. произошло очень важное событие. Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
-Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!
Прослушивание песни «Крым это Россия» в исполнении В. Цыгановой
V. Итоги занятия.
(Слайд 13)
Делается вывод о том, что полуостров Крым действительно можно назвать жемчужиной:
-многообразие удивительной, уникальной природы;
-интересная героическая история людей, в разные века населяющих Крым;
-имена знаменитых людей, которые прославили Крым своим творчеством: поэты, писатели, художники, композиторы;
-обилие памятных мест.
-Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины. А закончить занятие я хочу словами человека страстно любившего Крым:
«Крым – родина наша!
Помните это!
Души не жалейте ради нее!
Пусть над зеленым островом нашим
Мирное, доброе солнце встает!»
VI. Рефлексия.
(Слайд 14)
Конкурс детских рисунков «Природа Крыма»