Доклад «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»






Доклад



Тема: «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»




Подготовила:
преподаватель первой
квалификационной категории Рязанцева Екатерина Викторовна





Борское
Формирование системы практических умений и навыков
студентов на уроке экономики.
Рыночные отношения требуют от человека разносторонних знаний и умений в различных областях знания теории и практики, различных понятий - экономических, социальных, юридических.
Современное экономическое образование студентов практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка».
Успешно реализовать обобщённые цели можно при формировании системы умений и навыков.
Сначала поговорим об умениях и их соотнесении со знаниями и навыками. Умение это действующее знание (элементарное и сложное). Элементарное умение можно довести до навыка (автоматизма) выполнения каких-то мыслительных действий.
Элементарное умение успешнее включается в состав сложного, если доведено до уровня элементарного навыка. Для сложного умения этого не требуется. Как приобретается элементарное умение?
Прежде всего студенты должны знать базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, рынок, спрос, предложение, факторы производства, издержки производства, основной и оборотный капитал, инфляция, налоги, госбюджет, банки, кредит, процент, валюта и др.; уровень безработицы, соотношение минимальной зарплаты и промежуточного минимума, темпы инфляции и экономического роста, величина и динамика банковских процентных ставок, валютный курс, доходы и расходы текущего госбюджета, приоритеты социально-экономического развития страны на ближайший период, место региональной экономики в общегосударственной системе), уместно их употреблять, уметь логично рассуждать о ключевых экономических проблемах, оказывающих влияние на обучаемых как граждан, работников и потребителей, будущих семьянинов.
Естественно, показатели, отражающие ключевые социально-экономические проблемы развития страны и региона, постоянно меняются. Поэтому обучение должно стимулировать самостоятельные поиски студентами новой информации.
Рассмотрим подробнее проблемы формирования сложных практических умений и навыков, которые могут быть использованы на уроках экономики при реализации каждой конкретной учебной цели (2-6 на схеме 1).





Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели, соответствующей категории «понимание».
1. Составление формул экономических понятий (перевод словесного материала в экономический).
2. Графическое изображение издержек производства и на этой основе выведение закономерностей поведение кривых различных издержек производства.
3. Выполнение упражнений
Упражнение 1
На предприятии используется 10 машин стоимостью 200 тыс. рублей каждая. Срок службы машин 5 лет. Задание: определить количество машин к концу 3-го года, если вся амортизация используется на приобретение машин (см. таб. №1).
Таблица № 1
Годы
Амортизация
Старые машины
Новые машины
Всего
Остаток амортизации

Конец 1-го






Конец 2-го






Конец 3-то







Упражнение 2
Имеются следующие статистические данные об экономике России (в % к предыдущему году):
Таблица 2
Показатели
Годы


2011
2012

ВВП
1,0
0,4

Объём промышленного производство
1,13

1,6

Инвестиции и основной капитал
6,6
4,3

Объём платных услуг населения
1,7
1,0


Задание: построить диаграммы и сделать предположение о дальнейшем ходе экономического развития России при сохранении выявленных тенденций развития.
Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели, представленной категории «применение».
После изучения проблемы «Затраты на производство и прибыль» можно предложить обсуждение практических ситуаций. Для этого группу можно разделить на 4 группы-команды, каждая из которых получает по жеребьёвке пакет с тремя практическими ситуациями. После обсуждения (10 мин.) представитель каждой команды рассказывает, как можно разрешить каждую ситуацию. Студенты из других групп корректируют, дополняют и уточняют эти сообщения.
Практические ситуации
1. Доход от продажи товаров оказался больше запланированного. Может ли быть такое? Почему? Плохо это или хорошо и для фирмы?
2. Допустим, что на фирме уменьшились затраты на производство товаров. За счёт чего? В каком положении окажется фирма на рынке? Как это положение отразится на дальнейшей деятельности фирмы?
3. Рыночная цена на продукцию вашей фирмы оказалась меньше затрат на производство готовой продукции. Почему? Оцените положение вашей фирмы. Каковы будут ваши дальнейшие действия как руководителя?
4. Вашей фирме срочно надо уменьшить затраты на производство продукции. В связи с чем? Можно ли что-то сделать? Если да, то, что и как?
5. Доход от продажи вашего товара оказался меньше предполагаемой прибыли. Может ли быть такое и почему?
6. Затраты на производство товара в вашей фирме оказались точно такими же, что и у ваших конкурентов. Плохо это или хорошо? Ваши действие.
7. Фактически полученная прибыль на вашей фирме оказалась меньше предполагаемой. Следует ли что-то предпринимать вашей фирме и для чего?
8. Данные о себестоимости продукции вашей фирмы являются секретными для конкурентов. Как вы думаете, почему?
9. На рынке вашей продукции появился серьёзный конкурент. В чём это проявляется? Что можно сделать для победы в конкурентной борьбе?
10. Доход от продажи продукции вашей фирмы оказался:
а) меньше, б) больше затрат на её производство.
Какая ситуация (в случае «а» или «б») предпочтительнее для фирмы? Аргументируйте ответ.
11. Рыночная цена на продукцию вашей фирмы оказалась равной затратам на её производство. Выделите негативные и позитивные моменты.
12. Дела на вашей фирме идут замечательно. Вы получаете большие прибыли, и они постоянно растут. За счёт чего? В чем секрет? Как вы распоряжаетесь полученной прибылью и почему?
Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели и соответствующей ей категории «анализ»
Создание опорного конспекта по проблеме необходимости государственного регулирования рыночной экономики. В таблице надо вписать слова «требуется» или «не требуется», т.е. сделать вывод, при каких условиях рынка (функционирования или фиаско) требуется государственное регулирование экономики, а при каких - не требуется.


Таблица 3
Рыночный механизм

ПЛЮСЫ
МИНУСЫ

1. Сопротивление производителей и потребителей посредством денег и цен.
1. Отрицательные и внешние эффекты.

2. Конкуренция рычаг, стимул научно-технического прогресса и рационального распределения и использования ресурсов.
2. Предоставление общественных благ.



3. Перераспределения ресурсов
в пользу эффективно работающих
фирм и предприятий.
3. Недостаток конкуренции в условиях монополий (экономических и естественных)

4. Оперативный сбор и передача
информации об изменениях рыночной конъюнктуры.
4. Неблагоприятные макроэкономические условия: инфляция, циклическая безработица и др.


5. Капиталоемкость и убыточность отраслей инфраструктуры


Недобросовестность, неравенство, несправедливость.

Государственное вмешательство (регулирование)


Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели и категории «синтез».
Проблемное обучение важное направление формирования у студентов умений делать выводи и
·