Якунин Николай Васильевич План урока учкбной пратики по профессии Сварщик. Тема урока: Ручная дуговая наплавка изношенных частей инструмента

Якунин Николай Васильевич мастер производственного обучения Новочебоксарского политехнического техникума Минобразования Чувашии

ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ СВАРЩИК
Место проведения: сварочной мастерской
КУРС: Профессиональная деятельность сварщика
Модуль 3: «Выполнение ручной дуговой наплавки во всех пространственных положениях»
Тема урока: Ручная дуговая наплавка изношенных частей зёва ключа 27х30 во всех пространственных положениях шва.
Результат 1: Демонстрировать технику ручной дуговой наплавки во всех пространственных положениях шва в соответствии с действующими ГОСТами, нормативно-технологической документацией и соблюдением правил безопасности труда.
Цели урока:
1. Дидактическая цель: достижение компетентности учащихся в выполнении наплавки во всех пространственных положениях шва
Задачи: 1. Изучить учебный материал учебный материал № 1 «Техника наплавки валиков в ВПШ».
2. Закрепить знания по теме (Лист с заданием 1.2.)
3. Просмотр видеофильма по технике безопасности.
4. Демонстрировать приобретенные знания (Лист с заданием 2).
5. Проверка степени усвоения материала (Лист с заданием 1.3)
2. Развивающая цель: способствовать развитию самообразования, самоанализа, самооценки.
Задачи: 1. Развивать умение работать самостоятельно с учебным материалом.
2. Формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать связи, причины и следствия.
3. Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, воображение, представление, речь учащихся.
3. Воспитательная цель: способствовать формированию чувства значимости и гордости за свою профессию развивать коммуникативные способности.
Задачи: 1. Воспитывать уважение к труду и к людям труда.
2. Воспитывать коллективизм, готовность к социальному общению.
3.Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).
Формируемые ПК и ОК:
ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций
ПК 2.6. Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно-техническими требованиями и требованиями охраны труда.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности



Формируемые ключевые компетенции:
Информационная - работа с учебным материалом, отбирать необходимую информацию, умение анализировать.
Учебно-познавательная: интерес к познанию, умение целепологания, самооценка, самокоррекция, взаимооценивание, развитие творческих способностей.
Коммуникативные: сосредоточиться на выполнение заданий, умение работать в команде.
Социально-трудовые: организованность, аккуратность, ответственность, мобильность.
Технологическая: готовность понимать инструкции, описания технолоогии, готовность к четкому соблюдению технологии деятельности.
Здоровьесберегающая: способность знать и применять правила производственной санитарии, средства защиты.
Методы обучения: информационно-развивающий (самостоятельное изучение учебного материала); практический.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос, письменная проверка.
Вид учебного занятия - урок по Шотландской технологии модульного обучения
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций
Материально-техническое оснащение урока: проектор, интерактивная доска, плакаты по теме, образцы, эталоны инструменты и приспособления слесаря и сварщика (металлическая щетка, зубила, молоток – шлакоотделитель), материалы для наплавки (пластины из низкоуглеродистой стали), электроды МР-3, комплект ВИК (визуально-измерительный контроль).
Межпредметные связи: спецтехнология - темы «Применение сварочной дуги», «Наплавка металлов»; физика - тема «Виды механических движений», «Понятие скорости. Единица измерения скорости».

ХОД УРОКА
I.Вводный инструктаж
1.1. Организационная часть - 3 мин.
Построение учащихся.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку производственного обучения – рапорт
бригадира о наличии учащихся и готовности к уроку присутствующих.
После проверки внешнего вида и состояния спецодежды учащиеся садятся за столы.
Организация внимания и готовности учащихся к уроку.
Эмоциональный настрой, включение учащихся в деловой ритм.
1.2. Мотивация деятельности учащихся: -5 мин.
а) показ практической значимости изучаемого материала для будущей профессиональной деятельности учащихся;
б) пробуждение эмоционального интереса учащихся;
в) активизировать познавательную деятельность учащихся и эффективность восприятия и осмысления нового материала.
В нашем училище стало традицией ежегодное проведение республиканской Олимпиады по профессии « Сварщик», где принимают участие наши учащиеся и показывают свой высокий уровень профессионализма. (Демонстрация слайдов «Достижение учащихся»). Надеюсь и среди вас появятся желающие участвовать в таком конкурсе профмастерства.
Данный урок имеет большое значение для достижения профессионального мастерства. Начиная с этого урока, вы формируете свой почерк – почерк сварщика. Почерк сварщика индивидуален, точно так же когда вы пишете ручкой: у каждого свой, неповторимый почерк.
1.3. Актуализация опорных ЗУН.- 10 мин.
Сегодня мы начинаем изучать Модуль № 3 «Выполнение ручной дуговой наплавки во всех пространственных положениях» и Результат № 1 «Демонстрировать технику выполнения ручной дуговой наплавки валиков в вертикалном положении шва в соответствии с действующими ГОСТами, нормативно-технологической документацией и соблюдением правил безопасности труда» и критерии оценки деятельности которые необходимы для достижения компетентности результата.
Для этого давайте проверим, какими теоретическими знаниями вы владеете и определим тему нашего урока.
А) Предварительное определение уровня знаний – по вопросам:
1. Сколько способов зажигания сварочной дуги вы знаете?
2. Для чего предназначено покрытие электрода?
3. Назовите основные параметры режима сварки?
4. Перечислите источники питания сварочной дуги.
5. Как вы понимаете «выбор режима сварки» при наплавке валиков в нижнем положении шва?
Посмотрите: на экране высвечены вопросы, на которые вам предстоит отвечать.
Ребята, я вам хочу сказать: вы сегодня имеете право на ошибку. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Внимательно прислушайтесь к ответам других, и если заметите неполный ответ, постарайтесь проявить активность и дополнить. Зарабатывайте себе баллы.
ОТВЕЧАЕМ на вопросы. Молодцы.
Эталон ответов:
2 способа – «впритык» и «чирканьем».
Для обеспечения: хорошего формирования сварного шва, стабильного горения дуги, высокой производительности труда, легкой отделимости шлака от поверхности сварного шва, снижение разбрызгивания расплавленного металла.
Диаметр электрода, сила сварочного тока, напряжение на дуге, скорость сварки.
4. Трансформатор, сварочный выпрямитель, генераторы, инверторные источники питания сварочной дуги.
5. Под «выбором режима сварки» подразумевается:
а) подбор диаметра электрода по толщине основного металла;
б) по диаметру электрода устанавливается сила сварочного тока по формуле
I = k (40 – 60) d э. где k = 1
в) равномерная скорость сварки по мере плавления электрода (зависит
от квалификации сварщика);
Ответы на вопросы показали, что ваши знания еще не достаточны для достижения компетентности результата. Вы отвечаете правильно, но не профессионально, потому что не знаете тонкостей техники наплавки. Тонкости эти называются техническими условиями, а технические условия - это требования, которые нужно соблюдать при выполнении любых работ.
Поэтому, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Кто ее озвучит? Новая тема, к изучению которой мы приступаем называется Ребята отвечают. Правильно. Молодцы. Тема нашего урока: «Наплавка ниточных валиков в нижнем положении шва», т.е. мы должны подтвердить компетентность по критерии: е) техника наложения валиков продемонстрирована верно, в соответствии с действующими ГОСТами, нормативно-технологической документацией и соблюдением правил безопасности труда с учетом положения шва в пространстве и способов наплавки.
Описание уровней:
Наплавочные работы: вертикальное положение шва.
Способы наплавки – снизу вверх
электродом, расположенным под углом 10-15°по направлении сварки.
Параметры валиков - уширенный, параллельный, смежный, однослойный, многослойный.
Цель урока – достижение компетентности в выполнении наплавки валиков в ветрикальном положении шва.
А доказательством достижения компетентности является практическая работа.
Сегодня на уроке вы будете развивать такие ключевые компетенции:
Знакомлю с формируемыми компетенциями
Информационная - работа с учебным материалом, отбирать необходимую информацию, умение анализировать.
Учебно-познавательная: интерес к познанию, умение целепологание, самооценка, самокоррекция, взаимооценивание, развитие творческих способностей.
Коммуникативные: сосредоточиться на выполнение заданий, умение работать в команде.
Социально-трудовые: организованность, аккуратность, ответственность, мобильность.
Технологическая: готовность понимать инструкции, описаниии технологии, готовность к четкому соблюдению технологии деятельности.
Здоровьесберегающая: способность знать и применять правила производственной санитарии, средства защиты.
1.4. Изучение нового материала - 35 мин.
Как мы будем работать? Сначала вы самостоятельно тщательно изучаете учебный материал, ознакомитесь с инструкционно-технологической картой, картой предупреждения дефектов, картой самоконтроля. Примените знания, полученные на уроках спецтехнологии, материаловедения, черчения, физики. Не забудьте использовать наглядные пособия в своей работе. Если возникнут вопросы, то обращайтесь ко мне.
Закрепите свои знания, выполняя задание №.1 по листу с заданием 1.2 Проверяем по эталону ответов, который будет высвечиваться на экране. Учащиеся баллы каждый себе ставит сам.
Самостоятельная работа учащихся с учебным материалом -15 мин.
1.5. Первичное закрепление материала. Выполнение учащимися задания (закрепляющий материал. Лист с заданием 1.2).
Мастер наблюдает за работой учащихся, если возникают вопросы, то оказывает помощь.
Самопроверка по эталону ответов.
1.6. Инструктаж по технике безопасности - 5 мин.
Перед тем, как демонстрировать способы и приемы наплавки, мы вспомним правила техники безопасности. (Демонстрация правил безопасности труда. Видеофильм).
1.7. Демонстрация трудовых приемов – 15 мин.
Вы должны выполнить Задание 2. Выполнить упражнения по наплавке в вертикальном положении шва под углом 60-70° Сначала мы продемонстрируем приобретенные знания без включения источника тока. Кто смелый? Кто продемонстрирует умение применить приобретенные знания на практике? Первым трем учащимся по 1 баллу прибавляется за активность и инициативность.
Учащиеся демонстрируют приемы и способы наплавки самостоятельно, озвучивая каждое движение по выполнению наплавки (3-4 чел.).
Наблюдая за учащимися, мастер п/о демонстрирует правильное выполнение приемов и способов наплавки, указывая еще раз особое внимание на соблюдение правил техники безопасности и выдает конкретное задание № 2 по выполнению практической части. В процессе выполнения наплавки просит учащихся подойти творчески, найти «изюминку» и делиться своим секретом профессионального мастерства с другом, подсказывать друг другу, оказывать помощь, культура общения, экономию основного и электродного металла.
1.8. Задание на текущий инструктаж.
1.9. Критерии оценки


П. Текущий инструктаж- 3 часа 40 мин.
Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы в кабинах, развивают творческие способности.
Мастер осуществляет контроль за деятельностью учащихся, индивидуальный и коллективный показ и коррекция приемов и способов наплавки, выполняемых учащимися. Промежуточная оценка. Определение дополнительных заданий сильным учащимся. Учащиеся оказывают помощь друг другу.
Целевые обходы:
-проверка организации рабочего места;
-соблюдение ТБ;
-правильность выполнения приемов.
Заканчивая работу, ребята убирают рабочие места. Готовят к сдаче работу.

III. Заключительный инструктаж - 30 мин.
3.1 Сообщение о достижении цели урока.
Анализ практической деятельности учащихся, соблюдение правил безопасности труда, похвалить что, нарушений не было.
Учащиеся сдают работу. Самоанализ достигнутого результата. Взаимоконтроль. Оценивают и принимают работы работодатели (двое из тех учащихся, у кого получается лучшие работы.)
Разбор типичных ошибок, причины появления дефектов, способы устранения и исправления.
3.2. Проверка степени усвоения материала
Приступим к подтверждению достигнутой компетентности. Для этого нам нужна проверка степени усвоения материал, которая имеется на листе с заданием 1.3
Время на задание 10 мин. Время истекло, проверим по эталону ответов, который высвечивается на экране. Подсчитайте баллы. Молодцы.
Подсчет баллов по инструменту оценки.
Заполнение рейтинга урока. Объявление компетености учащихся.
3.3. Рефлексия. Заполнение дневника урока.
Обьяснение домашнего задания и темы следующего урока. Повторить тему «Выполнение ручной дуговой наплавки во всех пространственных». Тема следующего урока: «Наплавка вертикальных валиков под углом 90°».










13PAGE 15


13PAGE 14115




15