Статья УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Суровцева О.Н., преподаватель
ОБОУ НПО ПУ № 33 Советского района Курской области

великая проблема подобна драгоценному камню, -
тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его.
Ф.Ницше [4].

Произошедшие в последние годы изменения в практике российского образования выдвигают одной из основных задач образовательного процесса достижение нового, современного качества образования, в том числе и начального профессионального. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности формирующегося взрослого человека, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник, получающий профессиональное образование, должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях. Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни профессиональных качеств и компетенций: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной среде и т.д.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи профессионального образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить обучающегося знаниями на другую формировать у него ключевые и профессиональные компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности. Учебная деятельность должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: обучающийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда он становится субъектом учебной деятельности [3].
Одним из способов превращения обучающегося профессионального образовательного учреждения в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
По моему мнению, современное учреждение профессионального образования должно формировать новую систему универсальных знаний и ключевых компетенций, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Компетентностный подход, который набирает силу в современном образовательном процессе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свой опыт [1].
Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции обучающегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода важным является анализ не простого «наращивания объема» профессиональных знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. Эти умения можно формировать через деятельностный подход – это эффективный путь, потому что человек, учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно [1].
Исходным условием образовательного процесса является социальный заказ общества. Выпускник должен быть, прежде всего, образованным и воспитанным. Это значит, он должен иметь совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе, иметь достаточно высокий уровень самосознания, самостоятельность в принятии решения.
Выполняя социальный заказ общества, преподаватели профессиональных образовательных учреждений активно ищут эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса. Ими используются разнообразные технологии, формы и методы, влияющие на процесс модернизации профессионального образования с целью улучшения качества знаний обучающихся, повышения интереса к выбранной профессии.
В современных условиях общество предъявляет высокое требование не только к уровню знаний выпускников профессиональных образовательных учреждений, но и умению работать в любой ситуации, применять полученные знания, решать возникшие проблемы, действовать самостоятельно. И в этом случае, на мой взгляд, одной из актуальных и эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса является учебно-исследовательская деятельность.
При использовании педагогической технологии проблемного обучения, которая реализуется через учебно-исследовательскую деятельность, создаются условия для появления у обучающегося опыта деятельности: ведь большую часть времени он работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом [2]. В решении этих задач обучения ведущее место принадлежит методам, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
- развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении обучающимся функционального навыка исследования. А он, в свою очередь, является универсальным способом освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся для него новыми и личностно значимыми).
Сама жизнь уже убедительно показала, что малоэффективно учить “всех всему”. Обучение должно быть построено в максимально возможной мере с учетом обучающимися своих интересов и дальнейших, жизненных планов.
Работая преподавателем биологии и химии в профессиональном училище, пришла к выводу, что при изучении данных предметов использование метода учебно-исследовательской деятельности позволяет расширить кругозор обучающихся, поверить в свои знания и силы, заставляет ребят отвечать на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Я поставила себе цель: изучить влияние учебно-исследовательской деятельности на повышение качества знаний обучающихся, получающих профессиональное образование. А для этого необходимо: определить особенности формирования устойчивой положительной интеллектуальной мотивации обучающихся в обучении; доказать эффективность метода учебно-исследовательской работы среди них; выявить значение непрерывной связи урочной и внеурочной деятельности обучающихся в успешности освоения общеобразовательных и профессиональных компетенций.
При разработке плана учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам «Биология» и «Химия» по специальности 110800 «Мастер сельскохозяйственного производства» возникла идея организовать практическую деятельность обучающихся в форме научно-исследовательской работы. При определении проблемы исследования, обсуждении её актуальность ребят заинтересовало изучении экологии малых рек своего родного края. Этот интерес вылился в довольно объёмный труд, где дети изучали характеристики родных маленьких речушек, знакомых им с детства: физико-химические свойства воды, рельеф русла и берегов, влияние рек на состояние почв, биологическое разнообразие флоры и фауны реки и прибрежной зоны.
В ходе самостоятельной исследовательской деятельности обучающиеся решили несколько задач:
Собрали материал (источники, фотографии) по интересующей теме;
Проанализировали и систематизировали собранные данные;
Обсудили полученные результаты;
Сформулировали выводы о проделанной работе;
Создали презентацию «Экология малых рек Советского района Курской области» и представили её на уроке биологии в других группах.
К концу первого года работы интерес не иссяк, а только увеличился. В наших планах значится начало работы над проектом по сохранению родников, питающих малые реки Советского района. Итогом первого года действия проекта стало оформление исследовательской работы.
Технология исследовательского обучения - особая форма организации обучения, связанная с решением обучающимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования [2]. Это предполагает «самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться», оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и развития тех проблем, с которыми человек сталкивается в своей практике, а также видение и понимание перспектив производства. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает обучающийся сегодня, но и то, что он сможет узнать завтра.

Список литературы:
Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
Самойленко П.И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. – 2004 г.№ 12.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Произведения на сайте Lib.ru ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Ницше,_Фридрих «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprьche, 1879)
15