Сценарий педагогического совета, высступление Индивидуальная образовательная траектория


ПЕДСОВЕТ
«Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников»
СЛАЙД №1
АКТУАЛЬНОСТЬ
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:         .- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
СЛАЙД №2
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
учёт индивидуальных особенностей учащихся;
разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:
«Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
СЛАЙД №3
Цель:
совершенствование работы педагогов с высокомотивированными детьми.
СЛАЙД №4
Задачи:
обсудить теоретические проблемы одаренности;
проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с высокомотивированными обучающимися;
акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости;
показать роль семьи в развитии способностей обучающихся, определить формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.
СЛАЙД №5
Повестка:
1.Вступительное слово директора школы Лазорко О.г.
2.Актуальность темы. Эксперимент.
3.Принципы и стратегии обучения высокомотивированных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми.
«Индивидуальная образовательная траектория» учитель биологии высшей категории Лазорко О.Г.
«Система работы учителя по подготовке учащихся к участию во ВОШ» учитель русского языка Стефанишина Е.В.
« Использование кроссенс- технологии при работе с высокомотивированными детьми» учитель нач. классов высшей категории Муравьева И.И.
« Использование дистанционных образовательных технологий длякачественной подготовки к итоговой аттестации» учитель математики Нимаева В.А.
«Мотивация обучающихся школы к проявлению разносторонних индивидуальных способностей» учитель иностранного языка Бадмажапова Т.Д.; руководитель кружка «Волшебный сундучок» Горностаева В.И.
4.Разное
5.Решение педагогического совета.
СЛАЙД №6-7
Эксперимент
Выделите из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).
Предлагаем личностные и деловые качества ,которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
СЛАЙД №8
Каких “+” у Вас больше?Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
СЛАЙД №9
В период проведения Всероссийской олимпиады школьников выбранная тема «Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников» является наиболее актуальной. Завершился школьный этап ВОШ, 7ноября стартует муниципальный этап, в котором примет участие 51 ученик нашей школы и их успех зависит от той индивидуальной траектории их развития, которую мы для них разработали, организовали продвижение, мотивировали их на успех. И с этой целью мы провели заседания предметных методических объединений, на которых проанализировали результаты школьного этапа ВОШ, поставили перед собой новые задачи. А сегодня мы сравним результаты школьного этапаВОШ в сравнении с прошлым годом.
СЛАЙД №10
Анализ, проблемы и перспективы организации проведения школьного этапа ВОШ
Выступление зам. Директора по УВР Сизых Л.А.
Выступление руководителя МО учителей начальных классов Белоусовой Е.Н.
СЛАЙД №11
Каким должен быть учитель, работающий с высокомотивированными учениками? (Тест на определение готовности педагога к работе с высокомотивированными детьми)
СЛАЙД №12
Учитель должен быть…
Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
Профессионально грамотным;
Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
Владеть современными педагогическими технологиями;
Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,
эмоционально стабильным;
Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
СЛАЙД №13
Учитель должен уметь…
Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
Стимулировать познавательные способности учащихся;
Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
СЛАЙД №14
Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:
 1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
3.      В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
5.      Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.  
СЛАЙД №15
Выступление директора школы Лазорко О.г.
Индивидуальная образовательная траектория
СЛАЙД №16
ИОТ- персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал ученика-совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Слайд №17

Переход на ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы.
Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана ОУ и индивидуальными учебными программами.
Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.
СЛАЙД №18

СЛАЙД №19
Направления реализации ИОТ:
Содержательный аспект
(вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
Деятельностный аспект
(специальные педагогические технологии);
Процессуальный аспект
(организационный аспект) .СЛАЙД №20
Этапы становления ИОТ:
5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности;
7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности
10-11 класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников.
СЛАЙД №21
Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:
1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося.
2. Договором с родителями;
3. индивидуальной учебной программой учащегося по предмету.
4. Расписанием учебной и внеучебной деятельности.
5. Картой индивидуальной образовательной траектории учащегося.
6. Графиком контроля знаний по предмету.
Раздать примеры оформления ИОТ.
Каждый учащийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана школы, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы.
В индивидуальный учебный план учащегося в рамках  ИОТ включаются:
1.   в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;2.   элективные курсы;
3.  часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные школой или другими образовательными учреждениями.
Учебная нагрузка учащегося не  должна превышать 37 часов в неделю.
Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.
СЛАЙД №22
ИОТ предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут:
целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (Воробьев, Лабунская, Тряпицына) . структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения .СЛАЙД №23
Лист индивидуального маршрута
СЛАЙД №24
Индивидуально-образовательный маршрут
Цели и задачи ИОМ:
Повышение уровня учебной мотивации;
Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся;
Психолого-педагогическая поддержка учащихся.
Данную технологию изучить на методических объединениях, при составлении учебного плана на 2017-2018учебный год рассмотреть вопросы обучения учащихся 10 класса по индивидуальным учебным планам.
СЛАЙД №25
Выступление зам. директора по ВР «Роль семьи в развитии одарённых детей. Формы работы с родителями по поддержке одарённых детей».
СЛАЙД №26
Использование педагогами школы современных образовательных технологий, способствующих развитию детской одарённости.
«Система работы учителя по подготовке учащихся к участию во ВОШ» учитель русского языка Стефанишина Е.В.
« Использование кроссенс- технологии при работе с высокомотивированными детьми» учитель нач. классов высшей категории Муравьева И.И.
« Использование дистанционных образовательных технологий длякачественной подготовки к итоговой аттестации» учитель математики Нимаева В.А.
«Мотивация обучающихся школы к проявлению разносторонних индивидуальных способностей» учитель иностранного языка Бадмажапова Т.Д.; руководитель кружка «Волшебный сундучек» Горностаева В.И.
СЛАЙД №31
Проект решения:
1.Проводить психолого- педагогический мониторинг учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса .2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
3.Создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
4.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
5.В каждом классе выявить мнение родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
6.Оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям одаренных детей.
7.Разработать Положение об ИОТ учащегося.
8.Оказывать содействие и поощрять классных руковоителей и учителей-предметников, систематически работающих с одаренными и талантливыми детьми.