Конспект урока по литературному чтению Набираемся житейской мудрости. Эзоп


Дата: 9.12.15 г.
Класс: 3б
Тема: Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Цель: знакомство с новым литературным жанром – басня, анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с литературным жанром – басня через анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Развивающая: развивать связную речь учащихся, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс Чуракова Н.А.», учебник «Русский язык 3 класс Каленчук М.Л», кроссворд, презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока:
I Организационно - мотивационный этап
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтение проведу, у вас я, меня зовут Мария Валерьевна.
-Начинаем наш урок со скороговорок
-Давайте поупражняемся в скороговорках
- Я прочту. Прочитайте самостоятельно.
-Повторяйте за мной. Попытайтесь сказать самостоятельно.
-Кто нам скажет сам?
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Говорит попугай попугаю:- Я тебя, попугай, попугаю!Попугаю в ответ попугай:- Попугай, попугай, попугай!
-Сегодня мы начинаем изучение второй части учебника «Литературного чтения». Первая глава называется так: «Набираемся житейской мудрости».
- Но сначала давайте вспомним некоторые произведения, которые мы изучали в первом полугодии.
- Обратите внимание на доску, нам нужно решить кроссворд тогда мы узнает тему сегодняшнего урока.(по произведениям, которые были изучены в первой части учебника «Литературное чтение» 3 класс)
Б у н и нБ а л ьм о нт Е с е ни нПу шк и нМ а я к о в с к и й - Кроссворд называется «Кто автор этих строк?» В ответе нужно записать фамилию автора.
1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…(И.Бунин «Листопад»)
2. На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко….. (К.Бальмонт «Гномы»)
3. Нивы сжаты, рощи голы…(С.Есенин)
4. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный … (А.Пушкин «Зимнее утро»)
5.Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди….( В.Маяковский «Тучкины штучки»)
- Какое ключевое слово у нас получилось? (Басня)
- Правильно ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым литературным жанром – басня, узнаем, из каких частей она состоит, в чём сходство и в чём отличия басни от сказки о животных.
Тема сегодняшнего урока набираемся житейской мудрости. Басни Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
II Операционально-исполнительский этап
- Откройте учебники по русскому языку 2 часть, найдите «Словарь происхождения слов» Найдите слово басня. Что интересного вам удалось узнать?
- Прочтите что такое басня
- Басня – небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», т.е. говорить. Оно связано со словом «байка» (сказка)
- Сегодня мы познакомимся с баснями, которые бытовали 2500 лет назад. Считается, что их сочинил греческий поэт Эзоп. Согласно легенде он жил в VI веке до н. эры в Греции. Эзоп был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его хозяином положения. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.
- Обратите внимание, на портрет Эзопа
- Какой он? Похож ли он на тех поэтов, которых вы изучали?
- Как вы думаете, о чем он мог писать?
- Как вы думаете, похожа ли басня на сказку о животных?
- Откройте учебник литературного чтения 2 часть, на странице 7
- Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?
Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее - ведь она так мала, - а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: "Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой". Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем. 
- Ребята, а что такое невод?
Невод - большая рыболовная сеть.
- Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня.
- Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешек? (Точку зрения рыбака)
- Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, а также начало индийской сказки «Золотая рыба»)
- По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем)- Какой вывод следует из этой басни?
Вывод по басне: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем. 
- Давайте с вами встанем, отдохнем.
Физминутка
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
- Давайте прочтем еще одну басню Эзопа
- Откройте страницу 8, найдите басню
- Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?
Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: "Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать".
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.
Ума решился, как вы понимаете это словосочетания? Прочите внизу страницы
- Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?
- А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?
- Какая же эта мысль? Прочитайте.
Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.
- В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)
- Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?
- Основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.
- Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб» и в басне «Рыбак и рыбешка»
- Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья? (точку зрения Ястреба)
- Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, - это история о животных, а вывод, который из нее делается, - касается людей?
-История, которая рассказана в басне это история о животных, а вывод касается людей
-Вот теперь вы можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку? ( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)
- А чем басня отличается от сказки? (Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)- Откройте страницу 9, найдите пословицы
- Прочите их. Как вы понимаете эти пословицы?
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
Осторожного коня и зверь не берет.
Не доглядишь оком, заплатишь боком.
Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.
-Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».
- Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?
- Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?
- Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?
Вывод: надо уметь пользоваться тем, что есть, а не мечтать о том, чего нет
III Рефлексивно-оценочный этап
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое басня?
- Кто такой Эзоп?
-Чем отличается басня от сказки?
- Откройте дневники и запишите домашние задание выучить одну из басен наизусть
- Спасибо за урок!