Моё село — моя маленькая Родина



Республиканский конкурс
«Юный краевед»









Выполнил: учащийся 9-го класса МКОУ «Мижиглинская ООШ»
Кайтагского района Республики Дагестан
Ильясов Хидир Ильясович, 19.06.2002 года
рождения, паспорт: 82 16 808025 выданный
ТП УФМС РОССИИ по Республике Дагестан
в Кайтагском районе 28.06.2016 г.


Научный руководитель: Ильясов Ильяс Хидирович,
учитель истории МКОУ «Мижиглинская ООШ»


Адрес: 368593, Республика Дагестан, Кайтагский район,
село Мижигли, МКОУ «Мижиглинская ООШ»
телефон: 8 903 469 1106





2016 год
«Малая Родина, малая Родина,
Наша весна и любовь,
Горечь рябины и сладость смородины,
Осени хмурая бровь
Сколько бы ни было читано – пройдено
Лет, километров и строк,
С нами всегда наша малая Родина –
Наш благодатный исток.»

Родина для каждого человека начинается с родительского дома, со своей школы, школьных друзей, с родного села и кто не полюбит свою маленькую родину, тот не сумеет полюбить большую родину – Дагестан и Россию. Недаром говорят, что все мы родом из детства и куда бы человека не забросала судьба, он всегда остаётся представителем своего селения, своего народа. Родину также как и родителей не выбирают и находясь вдали от Родины, как в песне поётся, она «тихонько всю ночь снится».
Родина подобно огромному дереву, на котором не сосчитать листья. Каждый лепесток – это маленькая родина. Моя малая Родина – Мижигли. В старину в окрестности нашего села было несколько маленьких обособленных населённых пунктов: Мижигли, КундукIай, Вяхъягу и другие. О существовании жизни в этих местах свидетельствуют кладбища. На кладбище «ХъумпIаци» имеется надмогильная стела с глазами из резного камня высотой 1,5 метров и шириной 1,3 метра, воздвигнутый на могиле старейшины села. Спасаясь от постоянных набегов обреков, с целью укрепления обороноспособности, эти сёла объединились в одно село Мижигли. Село состояло из пяти тухумов: «Акьина», «Кьурди», «Хатта», «Мугьай», «СягI». Село было скученное. Поднявшись на крыше одного дома можно было обойти все село. Крыши домов были глиняные. Во время дождей вода просачивалась в комнату. Тогда весь народ поднимался на крыше, сметали веником воду с крыш, засыпали трещины золой и гравием, трамбовали глину специальным деревянным инструментом «ПяхъутIи». Весной набухшую от снега глину утрамбовывали катками. Улицы были тесные. Они петлились между домами и шли в виде туннели под домами. В центре села стояла мечеть, возведённая 1305 году В 1934-1935 гг. кадием мечети был Хидиров Ильяс. 15 лет обучался он у учёного-алима Алигаджи Акушинского. Умел читать и писать на арабском и русском языках. За свою приверженность к религии он попал под сталинские репрессии. Во время Великой Отечественной войны мечеть была предоставлена в распоряжение ясли-сада. На подходе к селу (в 2 км) на дороге стояли большие дубовые ворота. В селе Джигия была сооружена сигнальная башня. В случае надвигающейся опасности сигнальная башня поднимала тревогу. Ворота закрывали. Люди уходили из села и жили в пещерах «ГIярбасла шургу», «Халилла нихъигу», «Тамла шяргу».
Село трижды подвергалось нападению со стороны Кубанских казаков. У ворот они открыли пальбу. Им оказывали сопротивление «батирте» вооружённые ружьями (мажарами) и укрепившиеся на горном плато над воротами. Ядро неприятеля пролетали над селом, не задевая дома. Тогда казаки решили палить вверх и ядра стали падать на дома. Так было сожжено село. Но люди вновь всё восстановили, продолжали жить, занимаясь земледелием и скотоводством. Культура земледелия и скотоводства, которые были основными отраслями жизнеобеспечения народа, требовали тщательного соблюдения сроков проведения сельскохозяйственных работ. С этой целью наш народ пытался создать свой календарь, учитывающий местные природно-географические и климатические особенности. Такие попытки привели к созданию оригинального календаря. Люди от природы были наблюдательны к изменениям погодных условий. По месту восхода и захода солнца они научились определять дни летнего и зимнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. Если солнце восходит со ствола дикой груши в местечке «Уршала хъяв» - в бажлукских полях – это день зимнего солнцестояния. Когда солнце заходит в боярышниковый куст на лугах местечки «Кьякьяй» - это середина зимы. Через дня солнце заходит в ущелье «ДяргIянна къатта» (ущелье холода), которое находится между между холмом «ЧIакала хъарахъ» (орлиная нища) и лугами местечка «Кьякьяй». По ущелью солнце движется 7 дней (до 15 февраля). Это самое холодное время года. Считалось, что из-за сильного холода у козы рог лопнет. После 15 февраля воздух прогреется и комнатный холод исчезнет. Ко второму марта солнце восходит у подножья скалы горы «КIасгу бягI». В это время идёт снег («Шурла духIя»). Через пять дней солнце поднимается на гору и через дней наступает весна. С 15 марта начинается периодизация весеннего календаря. Первые 12 дней - «ТIакьрикьни». На 6-й день солнце восходит у родника на горе «КIасгу бягI» и заходит в долине между холмом «ЧIакала хъарахъ» и откосом «ГIяммала бягI» - это весеннее равноденствие. Далее 12 дней – «Мардухни». В это время не следует сажать. Посев плохо растёт. Где ни ступишь, почва твердеет. В это время идёт перегон овец с гор на низменность. По народным приметам, в связи с этим наступает похолодание. За «Мардухни» следуют 12 дней «Хилла». Это самое время сажать ячмень, кукурузу, тыкву, картофель, фасоль и др. В это время посевы растут хорошо. За ними следуют 12 дней «ЦIеркъала». В это время может пойти снег. Зацветает груша и яблоня. После идут 12 дней «Эръила». В это время идут дожди. Природа умывается и освежается. Когда солнце восходит у карталайской надмогильной стелы, которая находится на вершине холма у села Газия, заходит на вершине холма «Биркилла кьякь» - это летнее солнцестояние. 5-го августа клубится дымкой туман («Турши»). С этого времени летняя жара спадает, становится немного прохладнее.
В августе после жатвы пшеницы пашут поля. По движению солнца по горе «КIасгу бягI» определяли время посева озимых злаков. Другой отметкой было кизиловая дерево «дехьнила чимби» в откосе «ГIяммала бягI». Кизил созреет – время сеять. Когда солнце восходит на горе «КIасгу бягI» в местечке «ШейххIясанна хъярталци» (Груши Шейхгасана) и заходит в ложбине «Шеланхъярталци» - день осеннего равноденствия. Было развито террасное земледелие. Обрабатывали землю плугами, в которых впрягали волов. Сеяли кукурузу, просо, рожь, пшеницу. Пшеницу жали серпами, молотили с помощью молотильных досок в лошадиной упряжке. С нижней стороны молотильных досок были вбиты каменные пластинки. В селе имелись пять частных мельниц. Тот, кто молол муку, отдавал хозяину мельницы за каждые 25 кг. по полкилограмма муки, который измерялся камышёвой баночкой (миз). Отсюда и возникло позднее идиоматическое выражение «миз гьайцIара», что означает «урвать себе кусок».
После революции в 1936 году образовался колхоз. Мельницы, земли, скот жители добровольно сдали в колхоз. В каждом хозяйстве оставили только одну корову, одну тёлку, одного телёнка. Земли тех, кто не хотел отдавать колхозу, облагались большим налогом, что вынуждало их вступить в колхоз. Первым председателем колхоза был Алиев Хасай. Через год его переизбрали и председателем и председателем избрали Гаджиева Аллая, человек дипломатичный с деловой хваткой, который в 1935-1936 гг. занимал пост председателя сельского совета. За годы своего правления Аллай сделал многое, чтобы улучшить уровень жизни сельчан. Построил школу в селе, кирпичный, черепичный и известковый заводы. Добыча известкового камня шла около моста в селении Маджалис. Глину для черепиц и кирпичей добывали в посёлке Родниковый. Глину месили лошадьми в специально вырытой, неглубокой яме. Был большой запрос на товары. Вырученные деньги шли на нужды колхоза и на зарплату колхозникам. Кроме денег колхозникам давали зерно по 3 кг. за один трудодень.
В 1944-1945 гг. Гаджиев Аллай Добровольцем поехал на фронт. Он служил в конной армии под командованием Кара Караева. Дошёл от Буйнакска до Берлина. Эхо войны с болью отозвалось в сердцах Мижиглинцев. 30 мужчин села ушли на фронт. 18 из них не вернулись с поля боя. Во время отсутствия Аллая колхозом управлял Курбанов Магомед. Из-за острой нехватки рабочей силы, а также из-за разрухи в стране, доходы колхоза пошли на убыль. Начался голод среди населения, люди гибли. Вернувшись с войны Гаджиев Аллай вместе с сорока женщинами поехал в Чечню, привёз кукурузу и раздал людям. Так он спас людей от голодной смерти.
В числе первых, вступивших в колхоз, была также Рабаданова Субаржат – первая коммунистка села. Была назначена секретарём сельского совета. Спустя два года её избрали парторгом. Одновременно являлась и депутатом сельского совета. Первым комсомольцем села был Сулейманов Арслан, который безвести пропал на поле сражений.
Наше село – живописный уголок. В нём много памятных мест. Старожилы рассказывают много былей. Житель села Закари жил с пятью жёнами и тремя тысячью голов овец в горной скале. Вход в скалу прикрывали дубовые ворота. На противоположной горе в местечке «Жигамузай» жила его сестра. Каждое утро, когда Закари выгонял овец на пастбище, она слышала скрип ворот. Это был знак, что её брат жив, здоров. Однажды ночью, когда он возвращался домой, его убили. Наутро сестра не услышала скрип ворот. Она догадалась, что брата нет в живых и умерла от разрыва сердца. А скалу назвали в честь Закари «Закарила шур».
Не менее интересна другая быль. Житель села Лиша по имени Шейх, был кадием Мижигли. Он прожил в нашем селе с малых лет до глубокой старости. Когда он умер, произошёл спор между лишинцами и мижиглинцами, где его хоронить. Похоронили в Мижигли, но ночью лишинцы выкопали его и унесли. Мижиглинцы догадались и устроили погоню. На полпути они догнали их. Между ними произошла перестрелка. Тут неожиданно поднялся покойник и сказал: «Дайте меня похоронить в моём селе». Так разрешился спор. Дерево, возле которого заговорил покойник во время перестрелки, стало святым. Каждый, проходящий в первый раз мимо него, повязывает платок. А в Мижигли, где похоронен Шейх, стоит усыпальница (пир). В старину каждый год в мае месяце возле «пира» собирались жители разных сёл на праздник «Пирла байрам». Значительное место на этом празднике занимали скачки. Были состязания по вольной борьбе, по прыжкам, соревновались в беге.
5 февраля отмечали праздник «Проводы зимы». Разжигали костры. В костёр кидали соль, чтобы трещал. Молодёжь перепрыгивали через костёр. В золе пекли хлеб 3-4 кг.
Как у всех мусульман, так и у нас отмечают праздники «Ураза-байрам» и «Курбан-байрам». В последний день уразы после общей молитвы мужчины ходят на кладбище. По возвращению, после вечернего намаза, от каждого члена семьи, уплачивают закат. Закат уплачивают также За животных и птиц, имеющихся в хозяйстве. Наутро мужчины снова ходят на кладбище, а женщины и дети раздают закат вдовам и сиротам. Затем начинается праздничная трапеза. В этот день родственники ходят друг к другу в гости, посещают пожилых. Праздничными блюдами в старину были перловка, пшеничная каша, халва, чуду, молочные продукты. Дети заходят почти в каждый дом поздравить с праздником и получают за это подарки.
В день праздника Курбан-байрам более состоятельные жители села резали овец и других животных и раздавали поровну людям. Как и в Ураза-байрам, так и в Курбан-байрам мужчины ходят на кладбище. В ночь перед Курбан-байрамом обязательным ритуалом является купание (зунзунти). Более выносливые даже зимой купались на речке. По народным поверьям, в день Курбан-байрама всех грешников выпускают из ада в рай. Так как детей считают райскими плодами и в этот день принято было рядить их в новую одежду, а если не в состоянии, то необходимо было хотя бы новый лоскуток ткани прикрепить к одежде, чтобы дети радовались.
Кроме праздников мижиглинцы соблюдали и соблюдают различные обряды. В засушливые периоды хозяйственного года было принято исполнять обряд вызывания дождя. Около пира, где был похоронен Шейх, резали корову, кровью обрызгивали «Пир». Потом раздавали милостыню (садакьа». Затем шли на речку купаться. Купались в одежде, брызгали друг друга, просили аллаха дожля. Это называлось «чянхъутI». После купания водили по селу ряженного, закутанного в папоротники. Хозяева домов, где останавливалась процессия, поливали ряженного водой, обращаясь к аллаху с просьбой о дожде, а сопровождающим давали яйца, соль, хлеба и т.д.
А если шли продолжительные дожди, то проводили обряд вызывания солнца. Пекли лепёшки, символизирующие солнце и выходили в местечке, где стоял пир Шейха, делали садакьа. Около приа был желтоватый круглый камень, о которой били обухом топора, обращаясь к аллаху с просьбой о солнце. Затем ходили по кругу вокруг приа, произнося «ла илагьа иллаллагь».
Свадебный обряд
Свадьбу обычно играли осенью или зимой. Согласия девушки при выдаче замуж не требовалось. Сватать ходили три человека из тухума - две женщины и один мужчина, носили 200-300 рублей. Перед свадьбой, в пятницу, родители и родственники жениха носили подарки невесте – отрезы на платья, а также два блюда с халвой («ТIабакI»). Подруги невесты кроили платья «Исла». Кто первым сошьёт платье, тот получал серебряное кольцо. Через неделю в пятницу со стороны жениха одна женщина шла в дом невесты, как говорилось, за «невестиной ногой» (цIекурила тIяхI гьакъара). С собой она несла хлеб на котором лежал слой халвы «чикябяхъ». Ей давали со стороны невесты серебряный браслет. От невесты она забирала подушку и относила в дом жениха. Вслед за ней везли приданное невесты на санях в упряжке двух волов. На сани сажали мальчика со стороны невесты, которому давали деньги со стороны жениха. Всё приданное невесты состояло из шести матрацей, два из которых были набиты шерстью, а четыре – соломой, пяти больших и шести маленьких подушек, четырёх одеялов (юргъан) и паласов. Молодым давали одну комнату. В одном углу комнаты была полочка (бурушмала кьаси), на который ставили матрацы. Сверху над ними на верёвке висел ряд шёлковых наволочек. На другом углу стоял сундук. На сундуке лежали подушки, а над ними на жерди висели одеяла. Тех, кто наряжал дом, приглашали на танец, давали деньги. В субботу и воскресенье играли свадьбу. Невесту забирали в субботу ночью пешком, с третьим пением петухов (около 3 часа ночи), в сопровождении одной женщины и одного мужчины. Возле ворот дома жениха начинался вопросно-ответный диалог между обеими сторонами. Со стороны невесты приветствовали.
Ассаламу гIялейкум!
ВагIялейкум ассалам!
Для невесты комната где?
Для невесты ореховое дерево где?
Для невесты грушевое дерево где?
Для невесты яма (шара) для гниения канапли где?
Невесте для упряжки вол где?
Со стороны жениха давали ответ, где что есть. Был обычай: как только невеста переступит порог дома жениха, он ударял её кулаком, а невеста старалась проскочить, избежав удар. При «осматривании» лица тот, кто снимал вуаль, дарил невесте по мере возможности овцу или корову. На следующий день в воскресенье готовили хинкал «къямла хинкIи», что означало, кто больше успеет съесть. Первый выход невесты, в понедельник утром, была уборка сарая для скота «декци». Затем водили на отбивание проса «мичитай». На второй день после свадьбы делали из полученной крупы кашу, брали с собой ещё хлеб, халву и водили невесту за водой на речку. На берегу реки имеется большой камень, где невеста стояла и бросала бусинки, а дети их подбирали себе. В это время ради шутки она обливала их водой. Было принято приглашать родителей невесты в дом молодожёнов. Тогда родители носили ей в подарок кумган, поднос, таз и др. Невесту также приглашали в дом родителей и родственников. Они давали в подарок тарелки, которыми украшали стены комнаты невесты.
Весной невесту водили за белой и голубовато-серой глиной, которая добывалась в окрестностях села. Её снова одевали в подвенечный наряд. Несли с собой чуду и другие блюда. Процессия двигалась до местечка «Мижиглинские ворота» (къапулса). Невеста поднималась на каменную глыбу «ЦIекури гьучIан гъума», остальные пели , танцевали, ели. Затем шли за глиной. Белой глиной красили стены дома, а голубовато-серой – панели и пол.
Обширной и выразительной областью духовной культуры каждого народа является его устное творчество. Традиционно мижиглинцы, как и другие народы мира создавали разнообразные произведения устного творчества: сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки и т.д.

О моей Родине можно писать и писать. Да вы сами приезжайте к нам в гости и всё это увидите своими глазами, почувствуете запахи моей родины, услышите её звуки. Здесь бывает иногда невыносимо скучно, но всё – таки я бы не хотел иметь другой родины, кроме этой!

***
Я приглашаю, в гости всех друзей
Со всех краёв России необъятной,
Я приглашаю в гости к родине моей!
И ей, и мне встречать вас будет так приятно












Информаторы:

Ильясов Хидир Хидирович – 1925 г.
Ильясова Асият Хидировна – 1933 г.
Магомедова Селимат Курбановна – 1937 г.
Сулейманова Ашура Омаровна – 1935 г.
Магомедова Асият Исмаиловна – 1937 г.
Гайдарова Желимат Гатуевна – 1937 г.
























Надмогильная стела с глазами Сигнальная башня




Закария скала



Село Мижигли




«Халилла никъ» Пешера Халила Дерево, где повязывает платок






Пир Шейха




Мечеть
13"Моё село - моя малая Родина"Arial BlackНадмогильная стела с глазами 190Надмогильная стела с глазами 180

Надмогильная стела с глазами 185
Надмогильная стела с глазами 192
Надмогильная стела с глазами 193
15