Методические рекомендации Психология личности тренера-преподавателя

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
г.Ак-Довурак Республики Тыва













Методические рекомендации

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
































Печатается по решению экспертного совета МБУ ДО ДЮСШ.



Психология личности тренера-преподавателя. – Ак-Довурак: МБУ ДО ДЮСШ. – 2016. – 15с.

Составитель:
Булавко И.С., директор МБУ ДО ДЮСШ, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории.










































ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА - ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Способности, необходимые для тренера - преподавателя
Профессиональное мастерство тренера - преподавателя во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
дидактические способности это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Тренер - преподаватель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к избранному виду спорта, возбуждая их активность и самостоятельность в избранном виду спорта. Эти способности заключаются в умении тренера - преподавателя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, неясное понятным;
академические способности это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный тренер - преподаватель знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже.
перцептивные способности это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния;
речевые способности это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом тренеру - преподавателю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
организаторские способности это умение организовать воспитанников, формировать их коллектив, воодушевить воспитанников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
авторитарные способности это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на воспитанников добиваться у них авторитета;
коммуникативные способности это способность к общению с воспитанниками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
8) педагогическое воображение это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из воспитаников;
9) аттенционные способности это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Тренеру - преподавателю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех воспитанников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание тренер - преподаватель.
Умения тренера - преподавателя
Умения тренера - преподавателя делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.
Конструктивные умения помогают тренеру - преподавателю планировать свою деятельность. К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Тренер - преподаватель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность воспитанников .
Умение тренера - преподавателя общаться с воспитанниками , коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями тренера - преподавателя ясно и доходчиво доносить до сознания воспитанников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность воспитанникам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый тренер - преподаватель.
Гностические умения связаны с познанием тренером - преподавателем как отдельных воспитанников, так и коллектива группы в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.
Двигательные умения отражают прежде всего умение тренера – преподавателя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности воспитанников.

Стиль деятельности тренера – преподавателя
Любой тренер – преподаватель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.
Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида:
1) демократический;
2) авторитарный;
3) либеральный.
Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Тренер – преподаватель привлекает воспитанников к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений воспитанников. Для тренера – преподавателя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, тренер - преподаватель с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.
Для авторитарного стиля характерно, что воспитанник является объектом педагогических воздействий тренера - преподавателя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых воспитанникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения воспитанников. Тренер - преподаватель практически никогда не обосновывает воспитанникам свои действия и решения. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия тренера - преподавателя являются поучение или распоряжение. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.
Либеральный стиль состоит в следующем: тренер - преподаватель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе занятий – воспитанникам; организация и контроль за учебной деятельностью воспитанников носит спонтанный характер. В действиях такого тренера - преподавателя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди воспитанников наблюдаются скрытые конфликты, в группе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия тренера – преподавателя на воспитанников.
В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком.
Благодаря научно-исследовательской деятельности В.С.Мерлина и его учеников были вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального стиля деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным.
Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле, возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.
В педагогической психологии различают четыре типа индивидуального стиля педагогической деятельности:
1. Эмоционально-импровизационный стиль. В этом случае учитель ориентирован на процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала строится логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с воспитанниками. Во время опроса тренер - преподаватель обращается к большому числу воспитанникам, как правило, к сильным, интересующим его воспитанникам. При опросе тренер - преподаватель использует много неформальных вопросов и практически не дает возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам принимает активное участие в ответах воспитанников.
Для осуществления педагогического процесса такой тренер - преподаватель, в основном, использует самый интересный учебный материал, а неинтересный, хотя и важный, старается оставить воспитанникам для самостоятельной подготовки. Его деятельность отличается высокой оперативностью. Он использует большой арсенал методов обучения, практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания. Тренеру - преподавателю с эмоционально-импровизационным стилем индивидуальной педагогической деятельности свойственны: интуитивность, недостаточно серьезное отношение к процессам закрепления и повторения учебного материала, а также к осуществлению контроля за усвоением воспитанниками знаний.
2. Эмоционально-методичный стиль. Используя его, тренер - преподаватель ориентируется на процесс и результат обучения, для чего нужны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность в деятельности и преобладание интуитивности над рефлективностью.
Такой тренер – преподаватель внимательно следит за уровнем знаний учеников, постоянно включая в процесс обучения элементы повторения и закрепления пройденного учебного материала и методы контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Он часто меняет формы работы, стремится активизировать учебную деятельность всех членов группы, заинтересовать их особенностями своего предмета.
3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Также свойствен тренеру – преподавателю, ориентированному на процесс и результат обучения. Для него характерно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, но при этом он проявляет меньшую изобретательность по сравнению с представителями первых двух стилей. Такой тренер - преподаватель не всегда способен обеспечить высокий темп работы, практически не использует коллективное обсуждение. Во время опроса воспитанников предпочитает мало говорить, но внимательно анализирует ответы воспитанников. Он любит воздействовать на воспитанников косвенным путем (подсказки, уточнения). Как правило, дает возможность каждому воспитаннику детально сформулировать свои высказывания.
4. Рассуждающе-методичный стиль отличает тренера - преподавателя, ориентирующегося преимущественно на результаты обучения. Такой тренер - преподаватель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, проявляя консервативность в использовании средств и методов педагогической деятельности. Для него характерна высокая методичность (систематичность изучения нового, закрепление и повторение пройденного учебного материала, проведение мероприятий, контролирующих усвоение знаний, умений и навыков воспитанниками). Он редко проводит коллективные обсуждения. При опросе учащихся обращается к небольшому количеству воспитанников, каждому дает значительное время на ответ. Особое внимание тренер - преподаватель с рассуждающе-методичным стилем деятельности уделяет слабым школьникам. Ему свойственна рефлективность.

Авторитет тренера - преподавателя
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер - преподаватель. Если он пользуется авторитетом у воспитанников, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.
Авторитет тренера - преподавателя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в ДЮСШ, молодой специалист начинает завоевывать себе авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить авторитет тренера - преподавателя.
Авторитет тренера - преподавателя слагается из ряда компонентов.
Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус тренера - преподавателя как спортсмена в прошлом.
Авторитет возраста определяется тем, что тренера - преподавателя для воспитанников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом.
Авторитет должности (статус тренера - преподавателя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями тренера - преподавателя.
Нравственный авторитет (авторитет тренера – преподавателя как личности) создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, тренера - преподавателя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как тренеру - преподавателю особенностям своего «Я».
Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда тренера - преподавателя позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения тренера - преподавателя с воспитанниками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.
Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, тренера - преподавателя, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.
Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета тренера - преподавателя.
Как правило, тренера - преподаватели, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.
Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве тренера - преподавателя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда тренер - преподаватель был спортсменом. Правда, в младших и средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным качествам педагога.
Для создания авторитета резонерства характерно поведение тренера - преподавателя, который постоянно поучает воспитаников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.
Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае тренер - преподаватель руководствуется бюрократическими принципами.
Перечисленные компоненты образуют единый авторитет тренера - преподавателя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет тренера - преподавателя, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения воспитанников.

Психологические особенности личности тренера-преподавателя
В основе воспитательного процесса в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. К мотивам занятий спортом относятся такие, как стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество...
Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера
Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, так что при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе тренировки стоят прежде всего перед тренером - преподавателям.
Как любой педагог, тренер - преподаватель призван решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности.
В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер - преподаватель, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции:
1) управленческую;
2) формирующую;
3) гностическую;
4) регулирующую;
5) воспитательную.
Управленческая функция тренера - преподавателя необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.
Тренер - преподаватель осуществляет управление при информационном взаимодействии со спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, тренер - преподаватель принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, являются существенной помощью спортсмену.
Приняв решение, тренер - преподаватель должен прогнозировать эффективность его реализации и возможность принимать следующие решения. При этом он должен владеть таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.
Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена изменяется.

Различают три типа состояний спортсмена:
а) этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности);
б) текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);
в) оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).
Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:
I) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, настроение, отношение к работе );
2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки);
3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой);
4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности).
Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности спортсмена, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности:
1) компоненты соревновательной деятельности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш);
2) интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость);
3) функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем);
4) частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких). Все это, учитывая функциональные возможности спортсмена, структуру предстоящей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом.
Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера – преподавателя за уровнем работоспособности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Следя за результатами контроля, тренер - преподаватель обязан своевременно корректировать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оценивать текущие и оперативные этапные состояния спортсмена принято различать три вида контроля:
поэтапный определение изменения состояния под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период;
текущий - оценка реакции организма спортсмена на выполнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влиянием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходимых для протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение тренировочного дня или микроцикла;
оперативный (направлен на оптимизацию программы тренировочных занятий) - выбор упражнений, которые в наибольшей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину нагрузки.
В процессе контроля могут оцениваться и учитываться:
эффективность соревновательной деятельности;
уровень развития физических качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;
возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;
реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления.
Одна из основных задач контроля - рациональный подбор тестов, которые должны:
1) объективно отражать оцениваемые качества и способности;
2) быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они дают информацию;
3) вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем;
4) выявлять реакцию на тренировочные воздействия в соответствии с требованиями структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней спортсмена (в совокупности всех сторон оценки).
Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена.
Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движений и регуляторных актов.
Гностическая функция связана с сообщением спортсмену необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.
Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.
Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.
Воспитательная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера, общественного самосознания.
Для решения воспитательных задач тренер - преподаватель должен сформировать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности.
Тренер – преподаватель обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Общие педагогические требования:
высокий уровень нравственного самосознания;
педагогическое образование;
широкий идейно-политический кругозор;
устойчивые морально-волевые качества;
интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
высокий общий культурный уровень;
умение управлять собой в любых условиях;
хорошие организаторские способности;
умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к тренерской - преподавательской деятельности:
знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
умение воспитывать у своих воспитанников стремление регулярно заниматься спортом;
способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
Тренер - преподаватель это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества придают большое значение выявлению особенностей творческой личности.
Выделяются следующие особенности: перцептивные (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость); интеллектуальные (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний); характерологические (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность).
Многие относят к особенностям творческой личности такие качества, как готовность к риску, готовность бороться с сомнениями, независимая интровертивная позиция, побуждающая стоять на своем.
Высокотворческие личности часто проявляют заметный интерес к сложным и новым проблемам. Их привлекают те ситуации, которые требуют оригинального решения.
Анализ деятельности тренеров – преподавателей показывает, что для тренера -преподаватели - творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно-воспитательного процесса (стремление превратить знания учеников в их убеждения), желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.
Следует выделить особенности личности тренера-преподавателя творца: он способен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Тренер- преподаватель это творец, исследователь: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого усвоения и осмысления ими системы знаний и выработки прочных навыков и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.












15