Использование игрового метода для повышения двигательной активности у школьников.


Использование игрового метода для повышения
двигательной активности школьников
Ф.М. Кодолова
преподаватель Ульяновского педагогического колледжа
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека и умственным развитием. Выдающийся врач и педагог, основатель физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизбежно окажет своё отрицательное влияние на человека. Ж.-Ж. Руссо писал о движении как о средстве познания окружающего мира. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришёл к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
В настоящее время установлено, что 43% учащихся общеобразовательных школ имеют различные хронические заболевания, 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, 25% - функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы и другие различные заболевания.
По мнению многих авторов, это связано с прогрессированием дефицита двигательной активности современных школьников. С первых лет обучения в школе, суточная двигательная активность детей снижается на 50% и по мере перехода из класса в класс продолжает неуклонно падать. Одно из решений проблемы повышения двигательной активности школьников, является необходимость повысить эффективность работы по физической подготовке учащихся, применяя на занятиях подвижные игры.
Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Выделяют регламентируемую, частично регламентируемую и не регламентируемую двигательную активность. Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объём специально избираемых и направленно воздействующий на организм школьников двигательных действий. Частично регламентируемая двигательная активность – это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач. Не регламентируемая двигательная активность - это спонтанно выполняемые двигательные действия (например: в быту). Считают, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологически - соответственно особенностям генетического кода, а в школьном возрасте преимущество получают социальные факторы.
Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент, предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к какой-либо величине активности. Следовательно, объем двигательной активности - величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием генетической программы и среды.
Двигательная активность складывается из отдельных компонентов, и один из основных это двигательная деятельность. На уроках двигательную деятельность проще всего организовать с помощью правильно подобранных и грамотно спланированных подвижных игр. Как показывает многолетняя практика, школьники младшего звена гораздо охотнее играют на занятиях физического воспитания, чем занимаются какой либо другой деятельностью. С помощью подвижных игр успешно можно формировать все так необходимые ребенку умения и навыки и развивать такие качества, как силу ловкость, координацию, выносливость, внимательность, сообразительность, находчивость и т.д.
Игровой метод отражает методические особенности игры и является эффективным средством совершенствования двигательной активности. Как утверждают физиологи, чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее идет развитие ребенка интеллектуально. Однако игровой метод по сравнению, например, с методом строгого регламентированного упражнения, требует более сложного и гибкого педагогического управления учебным процессом. Применение подвижных игр в педагогической практике, требует от педагога более тщательное планирование, классификации и целенаправленного подбора игр для решения различных педагогических задач, точного регулирования физической и эмоциональной нагрузки во время проведения занятий.
Для проведения педагогического эксперимента были созданы две группы школьников 4 классов общеобразовательной школы 17 г. Ульяновска, КГ и ЭГ с одинаковыми исходными данными. В эксперименте была использована методика «шагометрия», разработанная в исследованиях Л.Г. Сузарева (1972), Н.Г. Лебедева (1988), М.А. Руновой изучение особенностей двигательной активности школьного возраста по трем ее параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) - эти показатели дают возможность выяснить степень подвижности детей.
В ЭГ использовали игры с различной интенсивностью (средней и высокой), моторной плотностью, включались более разнообразные движения, подвижные игры занимали большую часть урока, вводились дополнительные препятствия во время игры. В подготовительную часть урока входили игры средней интенсивностью, в основную часть урока предлагались эмоциональные игры высокой интенсивности, для закрепления приобретенных навыков и увеличения нагрузки, в заключительной части игры на внимание гибкость. Детям с высокой двигательной активностью предлагались двигательные задания с четко выделенной задачей, с повышенным постепенным усложнением в трудности выполнения движений на внимание, координацию, ловкость, требующие точности выполнения («Руки-ноги», «Пуговицы», «Найди свой домик» и др.). Детям с низкой двигательной активностью давались разнообразные двигательные задания на одно и то же двигательное качество, не требующие точности выполнения. Это игры-упражнения на быстроту реакции, на скорость и быстрое переключение с одного вида деятельности на другой («Береги мешочек», «Кто быстрее к шнуру?», «Поймай обруч» и др.). Малоподвижным детям предлагались игры-эстафеты, игры соревновательного характера и предварительно проводилась индивидуальная работа по развитию движений, внимание обращалось на упражнения, которые с трудом удавались им выполнить - бег на скорость, прыжки в длину и др. Все педагогические приемы индивидуального подхода строились на основе учета интереса школьников к играм и разным видам деятельности.
После проведенного педагогического эксперимента были получены следующие результаты:
- средний показатель объема локомоций в контрольной группе составил 12800 шагов, в экспериментальной группе 13000 шагов - это на 200 шагов больше, чем в контрольной группе;
- средний показатель продолжительности двигательной активности в экспериментальной составил 260 минут, а в контрольной группах составил 190 минут;- средний показатель интенсивности движения в минуту в контрольной группе - 59 шагов, в экспериментальной группе составил 70 шагов, это на 11 шагов больше, чем в контрольной группе.
Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития двигательной активности у 37 % детей, средний уровень развития двигательной активности у 51 % детей, а низкий уровень - у 12 %. В контрольной группе высокий уровень двигательной активности составил - у 28% детей, средний уровень - у 30% детей и низкий - у 42% детей.
Таким образом, было установлено, что в экспериментальной группе по результатам исследования показатели двигательной активности намного выше, чем у КГ, это дает основание для работы, направленной на повышение двигательной активности играми средней и высокой интенсивности. Продолжительнее стало общение между детьми в процессе совместно выполняемых движений в играх. Постоянная увлеченность, умение быстро заняться интересным делом, большой интерес к спортивным играм - все это было характерно для детей экспериментальной группы. Самостоятельная двигательная деятельность, которую мы предлагали школьникам, стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера (бадминтон, баскетбол, теннис и др.). Широкое использование подвижных игр компенсирует дефицит двигательной активности младших школьников и способствует их гармоничному физическому развитию.
Литература:
1. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка / Е.А.Каралашвили – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 60 с.
2. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 445 с.
3. Лях, В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А. Бернштейну / В.И. Лях. – М.: Физкультура в школе. – 2006. - № 6. – С.6 – 10.
4. Могендович, М.Р. Лечебная физкультура и спортивная медицина / М.Р. Могендович. – М.: Физкультура и спорт, 2008. - № 6. (54).