Методические рекомендации О проведении профориентационной работы в профессиональном образовательном учреждении


Краевое государственное казённое профессиональное
образовательное учреждение № 18















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРОВЕДЕНИИ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ


















2015г

Тип пособия: Методические рекомендации


Автор:
Осина Ольга Александровна, методист;





Аннотация:
Данные методические рекомендации содержат материалы о проведении профориентационной работы в профессиональном образовательном учреждении.
Преимуществом методических рекомендаций является то, что предлагаемый материал рекомендуется педагогическим работникам для организации и осуществления процесса профессиональной ориентации выпускников школ.























Адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, 73
тел: 54-61-70


Пояснительная записка

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Хабаровского края в кадрах определенной профессии.
Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи с чем профориентация молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.
В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор,


профессиональная, производственная и социальная адаптация (приложение 1).
Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.
Перечисленные универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации, исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов учреждений основного и дополнительного образования, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство граждан, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются.
Рекомендуется организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, используя такие понятия, как ”образование через всю жизнь“, ”ценностно-нравственные карьерные ориентации“, ”планирование карьеры“, ”система планирования карьеры“.
Профориентационную работу с учащейся молодежью необходимо направить на повышение степени известности, популярности, социальной значимости рабочих профессий в обществе

в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в профессиональные образовательные учреждения, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в стране.




















І. Профориентационная работа
В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе.
Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить простоту и доступность для каждого выхода на сайт профессионального образовательного учреждения для каждого желающего. На сайте ОУ в рубриках ”Абитуриенту (поступающему)“, ”Родителям“ размещать подробную и привлекательную информацию профориентационной направленности: актуальность и престижность будущей профессии, материально-техническую базу, условия организации производственного обучения (производственной практики) в профессиональном образовательном учреждении и на производстве, будущие места трудоустройства, условия труда, возможности карьерного роста, достижения выпускников (с приведением примеров, отзывов выпускников), наличие в учреждении образования условий для досуга обучающихся (занятия спортом,

художественной самодеятельностью и др.), примеры спортивных достижений обучающихся, достижений в декоративно-прикладном, техническом и художественном творчестве, материальное обеспечение обучающихся, условия проживания в общежитии.
Поэтому все этапы профориентации должны служить одной цели – активизировать учащегося, формировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.
Профессиональному образовательному учреждению необходимо:
– активно использовать разнообразные формы профориентационной работы: акции, экскурсии, агитбригады, конкурсы, круглые столы, он-лайн конференции, Дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях в учреждениях общего среднего образования;
– привлекать специалистов по разработке и наполнению разделов сайтов Учреждений для абитуриентов;
– активнее использовать возможности ИК-технологий, потенциал интернет-ресурсов, СМИ;
– организовывать выпуск информационных газет в Учреждении, освещающих вопросы получения профессии и перспективы ее развития, с целью распространения их в учреждениях общего среднего образования;
– разработать и выпустить буклеты, календари, флаеры, листовки профориентационной направленности и распространять их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания;

– создавать профессиональные консультационные пункты на базе Учреждения с целью проведения профдиагностики, оказания помощи учащимся учреждений общего среднего образования в профессиональном самоопределении;
– принимать активное участие в проведении в учреждениях общего среднего образования воспитательных и информационных часов, приуроченных к профессиональным праздникам, с участием мастеров производственного обучения, специалистов организаций;
– принимать активное участие в выставках-ярмарках, фестивалях профессий;
– организовывать выставки технического творчества обучающихся профессионально образовательного учреждения с приглашением к участию учащихся учреждений общего среднего образования;
– создавать и развивать музейные экспозиции на базе Учреждения о выпускниках, достигших профессиональных успехов, организовывать экскурсии учащихся учреждений общего среднего образования;
– проводить мастер-классы в учреждениях общего среднего образования с привлечением обучающихся ПОУ, мастеров производственного обучения с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;
– поддерживать инициативы учащейся молодежи по реализации социально значимых проектов по профилю будущей профессиональной деятельности;
– организовывать проведение среди обучающихся ПОУ конкурсов творческих проектов (составление эссе, сочинений,

слоганов на тему ”Почему я выбрал эту профессию“) с подведением результатов на уровне города, района с размещением лучших работ в СМИ;
– организовывать проведение фото-выставок о профессиях в учреждениях общего среднего образования;
– проводить совместно с базовыми организациями, учащимися учреждений общего среднего образования массовые мероприятия (акции, спортивные соревнования, турслеты);
– привлекать в кружки технического и декоративно-прикладного творчества учащихся учреждений общего среднего образования;
– организовывать проведение мероприятий, нацеленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства;
– принимать меры по рекламе и продвижению ПОУ на рынке образовательных услуг;












ІІ. Профессиональная ориентация учащихся с особенностями психофизического развития
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, социальных педагогов, педагогов-психологов, преподавателей, мастеров производственного обучения) и медицинских работников.
Круг профессий, показанных для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне основного общего и среднего общего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности.



Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.




















Приложение 1
Универсальные направления и механизмы
профессиональной ориентации

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для работы в различных сферах трудовой и образовательной деятельности.
Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения, воспитания и социализации.
Профактивизация – создание условий для профессиональных проб в различных сферах трудовой деятельности.
Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций

человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация включает в себя систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме ”погружения“. Профориентационная игра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.














13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 6!, Знак Знак5