Урок по музыке на тему: Петя и волк Симфонический оркестр. 2 класс


Урок музыки по теме «Симфоническая сказка»( «Петя и волк» С. Прокофьев). 2 класс
Цель: Познакомить учащихся с группами инструментов симфонического оркестра.
Задачи:
Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.
Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев
Ход урока.
Этапы урока Действия учителя Деятельность обучающихсяОрг. момент
Марш Черномора
Ария Руслана
Введение в тему.
Звучит вальс из балета «Золушка»
Слушание темы Пети.
Тема дедушки
Тема кошки, утки, птички. Музыкальное приветствие.
Музыкальная угадайка. Работа по рядам.
1 ряд:
Как вы думаете, этот фрагмент из оперы или балета?
Как называется этот фрагмент оперы? Вспомните название оперы!
Какой по характеру Черномор?
А что такое опера?
2 ряд:
Из какого произведения звучит этот фрагмент?
Какой Руслан по характеру?
3 ряд:
Музыка из какого произведения звучит? Назовите фамилию композитора!
Что такое балет?
Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в 5 лет, а в 9 написал ОПЕРУ «Великан». Родители взяли его с собой в театр и после его посещения он написал эту оперу, собрал своих друзей и они дома ее показали родителям.
Когда Сережа стал композитором, то ему хотелось бы, чтобы дети тоже полюбили музыку.
Как же называется произведение? Откуда мы это узнаем?
Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Тема урока: Симфоническая сказка «Петя и волк».
Каждого героя показывает определенный инструмент симфонического оркестра, каждый герой имеет свой голос.
Как называется в музыке голос человека или инструмента?
И так, мы отправляемся в симфоническую сказку.
Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник.
Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Слушаем тему Пети
Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?
Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На экране «Симфонический  оркестр»
Струнные- смычковые:
«СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка).
Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер.
Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.
Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
 На экране инструмент- «ФАГОТ».

На экране – Кошка, Утка, Птичка.
Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
 Какое настроение у Птички?
К какой группе инструментов относится флейта?
На экране группа деревянных- духовых инструментов.
Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.
Почему вы решили, что это кошка?
Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится?( на экране группа деревянных- духовых инструментов)
На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой? (на экране группа деревянных- духовых инструментов)
Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.
Тест.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Различать…
Определять…
Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, охотников, узнаем содержание сказки дальше.
7. Домашнее задание
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов
Дети входят в класс
Оперы.
Марш Черномора.
Злой, хитрый.
Спектакль, в котором действующие лица поют.
Опера «Руслан и Людмила»
Смелый, мужественный, добрый, любящий.
Из балета «Золушка» С. Прокофьева
Спектакль, в котором действующие лица танцуют.
Из афиши.
Дети записывают тему урока в тетрадь.
Тембр.
Радостную, веселую
Серьезную мелодию, т. к. дети разные.
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.
Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках
Дети находят на карточках, разложенных
у каждого ребенка инструменты и подписывают названия.
Добрую, веселую, сердитую, нежную.
Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Дети на своих карточках подписывают название инструмента.
Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Дети изображают игру на флейте.
Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Флейта – деревянный духовой инструмент. На карточке подписывают название инструмента.
Под музыку изображают кошку.
Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.
Дети подписывают название.
Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.
Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Дети подписывают название.
Инструменты симфонического оркестра.
Героев симфонической сказки «Петя и волк»
Героев сказки.
Тембры инструментов.