Рабочая программа по музыке 1 класс (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______С.И. Карпова
«29» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
(учебный предмет)
1
(класс)
базовый
(уровень обучения)
Составитель:
учитель первой категории
Плохова Наталья Александровна
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 класса в 2016-2017 учебном году составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО;
Авторской программы по предмету «Музыка 1 – 4 классы» для общеобразовательных учреждений: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
Данная программа реализуется в линии учебников «Музыка» 1-4 классы авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2014г.
В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново ЩМР МО данная программа рассчитана на преподавание курса музыки в 1 классе в объеме 1 час в неделю (33 часов в год).
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования по музыке;
- построена с учетом принципов системности, доступности, научности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастные особенности обучающихся
Изучение музыки в 1 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обогащение знаний о музыкальном искусстве, овладение практическими умениями и навыками учебно-творческой деятельности-пении, слушании музыки игре на элементарных музыкальных инструментах
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовывать содержание обучения в процессе освоения способов, действия, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Содержание программы
«Музыка вокруг нас» (16 часов)
« И Муза вечная со мной», «Хоровод муз», «Повсюду музыка слышна», «Душа музыки-мелодия», «Музыка осени», «Сочини мелодию», «Азбука, азбука каждому нужна», «Музыкальная азбука», «Музыкальные инструменты. Народные инструменты», «Садко. Из русского былинного сказа», «Музыкальные инструменты», «Звучащие картины», «Разыграй песню», «Пришло Рождество, начинается торжество», «Родной обычай старины», «Добрый праздник среди зимы».
«Музыка и ты»(17 часов)
«Край, в котором ты живёшь», «Поэт, художник, композитор», «Музыка утра», «Музыка вечера», «Музыкальные портреты», «Разыграй сказку», «У каждого свой музыкальный инструмент», «Музы не молчали», «Мамин праздник», «Музыкальные инструменты», «Звучащие картины», «Музыка в цирке», «Дом, который звучит. Опера – сказка», « Ничего на свете лучше нету», «Программа. Афиша».
Требования к уровню подготовки учащихся
личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии,
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных,
- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историк-культурным традициям других народов.
метапредметные:
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера,
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства),
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения ролей и функций
предметные:
- определение настроение, чувства и характер человека, выраженные в музыке,
- сравнение музыкальные и речевые интонации, определение их сходства и различия,
- осуществление первых опытов импровизации и сочинения в пении, игре, пластическом интонировании,
- моделирование в графике особенности песни, танца, марша
- узнавание изученных музыкальных произведений, называние автора.
Календарно-тематическое планирование

урока
Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Дата проведения
план факт
Музыка вокруг нас (16 часов)
1 «И Муза вечная со мной!»
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов. 01-09.09 2 Хоровод муз
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре). 12-16.09
3 Повсюду музыка слышна Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Наблюдать за музыкой в жизни человека. 19-23.09 4 Душа музыки - мелодия Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия 26-30.09
5 Музыка осени
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике
Наблюдать за музыкой в жизни человека 03-07.10 6 Сочини мелодию Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
10-14.10 7 «Азбука, азбука каждому нужна...» Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Осуществлять и выделять необходимую информацию.
Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. 17-21.10 8 Музыкальная азбука Формулировать и удерживать учебную задачу.
Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре). 24-28.10 9 Музыкальные инструменты. Народные инструменты
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Наблюдать за музыкой в жизни человека. 08-11.11 10 «Садко». Из русского былинного сказа
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
14-18.11 11 Музыкальные инструменты Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. 21-25.11 12 Душа музыки - мелодия Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. 28-02.12 13 Разыграй песню
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных ин инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Наблюдать за музыкой в жизни человека Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. 05-09.12 14 Пришло Рождество, начинается торжество
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. 12-16.12 15 Родной обычай старины Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. 19-23.12 16 Добрый праздник среди зимы
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. 26-29.12 Итого:16 часов
Музыка и ты (17 часов)
17 Край, в котором ты живешь

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). 11-13.01 18 Поэт, художник, композитор Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 16-20.01 19 Музыка утра Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. 23-27.01 20 Музыка вечера
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. 30-03.02 21 Музыкальные портреты Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. 06-10.02 22 Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. 20-24.02 23 У каждого свой музыкальный инструмент Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке 27-03.03 24 Музы не молчали
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 06-10.03 25 Музыкальные инструменты Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 13-17.03 26 Мамин праздник
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 20-23.03 27 Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке 03-07.04 28 «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
10-14.04 29 Музыка в цирке
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. 17-21.04 30 Дом, который звучит Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 24-28.04 31 Опера-сказка.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. 02-05.05 32 «Ничего на свете лучше нету...» Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. 10-12.05 33 Афиша.
Программа
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. 15-19.05 Итого: 17 часов
Всего: 33 часа
Учебно-методическое обеспечение
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.
Программа по предмету «Музыка 1 – 4 классы» для общеобразовательных учреждений авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
«Рабочая тетрадь по музыке 1 класс» М., Просвещение, 2013 г.
Учебник «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2013 г.,2014г.
Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2004 г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1 класс», М., Просвещение, 2005г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г Осеннева М.Е., Безбородова Л.А.
«Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус.
Айрис-Пресс, 2003Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.
Наглядные пособия.
Портреты композиторов.
Технические средства обучения.
Музыкальные инструменты.
Пианино
DVD-проигрыватель
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 29.08.2016 г. № 1
________________
(руководитель ШМО Шотова С.Г.)