Статья Тесты как способ контроля знаний учащихся (для учителя)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Шурмы Уржумского района Кировской области
Тесты как способ контроля знаний учащихся
на уроках русского языка

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Еноктаева Ирина Михайловна.
2011
В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.
Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.
Тема выступления «Тесты как способ контроля знаний учащихся на уроках русского языка» выбрана не случайно. Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс средней школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания.
Цель: повышение личной профессиональной компетенции в области теории и практики использования метода контроля знаний учащихся на уроках русского языка .
Задачи:
1. Изучение современной теории и практики;
2. Определение комплекса условий для формирования эффективного контроля;
3. Отбор и систематизация эффективных технологий, методов, форм и приёмов образования учащихся;
Изучив научную методическую литературу, а именно: диссертацию Шмагринской Натальи Вадимовны «Тестирование в системе общего среднего образования», работу Самылкиной Н.Н. «Современные средства оценивания результатов обучения»,Е.А.Михайлычева «Дидактическая тестология» я пришла к выводу, что тестовый контроль знаний эффективен только тогда, когда со стороны учителя приложено большое усилие. Педагог должен знать, как правильно подбирать тесты и как следует их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом.
Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
Тест тем принципиально отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) можно заранее приготовить эталон, с которым сравнивают ответ ученика. На Западе, в США, тесты используются достаточно давно, и что любопытно: мы движемся к тестовой проверке знаний, а там - в противоположном направлении. Достоинства тестов:
тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;
с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;
тестирование разнообразит занятие;
тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний;
в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;
тестирование развивает наблюдательность и догадку;
тесты выявляют «зону ошибок учащихся» с целью ее последующей ликвидации.
Использование стандартизированных тестов позволяет преподавателю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний, а также повысить объективность контроля.
На мой взгляд, наиболее эффективно применение тестовых заданий на следующих этапах урока: актуализации знаний и умений, осознании и осмыслении блока новой учебной информации, закреплении учебного материала.
На данных этапах урока стараюсь использовать различные виды тестовых заданий.
1. Задания свободного изложения.
Они характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении однозначного правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы предложения). Например: Имя прилагательное – это …..
2. Задания дополнительно показывают ограничения на ответы учащихся и предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова-ответа, символа или знака.
А) Вставь нужное слово.
Б) Дополни предложение именем прилагательным м. р. ед. ч.
3. Задания с альтернативным типом ответов.
Данные задания предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно - неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил.
Например: подчеркни правильный ответ.
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.
А) Да. Б) Нет.
4. Задания с множественным выбором.
Они отличаются вариативностью выбора ответа. Учащимся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает верным.
Подчеркни верное утверждение
А) Глагол – это часть речи.
Б) Глагол – это часть предложения.
В) Глагол – это часть слова.
5. Задания на восстановления соответствия.
Соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.
Соедини стрелками
Имя существительное читает
Имя прилагательное веселый
Глагол книга
В указанном варианте возможно один столбик пронумеровать цифрами, второй столбик буквами и внести дополнительную третью графу, соответствующую цифре и букве правильного ответа.
1. Муж. род А. красная 1. В
2. Жен. род Б. золотое 2. А
3. Средн. род В. большой 3. Б
6. Тестовые задания по аналогии могут быть предложены учащимся в открытой форме (самостоятельное вписывание соответствующего слова – ответа) или закрытой (выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов).
Вместо точек впишите правильно ответ
Слово бежать относится к глаголу, как слово красный к …..
А) предлогу
Б) имени прилагательному
В) глаголу.
7. Тестовые задания с переструктурированием требуют от учащихся восстановления логической последовательности в соответствии с поставленным условием.
Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.
Друг придет на верный помощь.
( ) ( ) ( ) ( ) ( ).
Во многих готовых тестах их содержание, уровень сложности, часто не соответствует программному материалу, и они могут быть использованы только для итогового тестирования за определенный курс. В повседневной работе нужно проводить текущее тестирование по очень широкому спектру изучаемого материала. Для этого необходимо создавать свои тесты.
При этом соблюдаю требования к составлению тестов:
задания должны соответствовать содержанию учебного материала;
вопрос должен содержать одну законченную мысль;
вопрос должен быть четко сформулирован;
не следует задавать вопросы с подвохом;
все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;
различия между вариантами ответов точны;
нельзя упрощать вопросы;
лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
Тестирование выполняется на отдельных листах или в тетрадях. Провожу инструкцию по выполнению работы. Атмосфера в классе должна быть спокойной и доброжелательной. Дети читают задания и осмысливают его, выбирают правильный ответ, выполняя задания.
Особенность проведения – полная самостоятельность.
Тест оцениваю по следующим критериям:
выполнение 100% - 90% - «5», 75% - «4», 50% - «3», менее 50% - «2».
Для проверки тестовых заданий использую разные способы:
проверка учителем;
взаимопроверка;
самопроверка.
После взаимопроверки и самопроверки обработку результатов провожу сама для объективности определения уровня знаний.
Тесты можно создавать в Power Point, Excel, в специальных программах, поэтому в дальнейшем я хочу освоить эту технологию и вовлечь в эту деятельность учеников, так как использование компьютера и современных информационных технологий позволяет преподавателю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний, а также повысить объективность контроля.