Тестирование – как средство проверки знаний учащихся в начальной школе.


Тестирование – как средство проверки знаний учащихся в начальной школе.
В настоящее время многое меняется в государственной политике в области образования. В том числе, переосмысливаются подходы к формам изучения и результативности обучения, к содержанию контрольно-измерительных материалов и критериям оценивания.
Проведение аттестации в форме ЕГЭ подталкивает учителей начальной школы уже с первого класса вводить такой вид проверки знаний учащихся, как тестирование. Задача учителей начальной школы - подготовить детей к тому, чтобы они могли самостоятельно и внимательно изучить задание, проанализировать предложенные варианты ответов и суметь выбрать правильный ответ. В работе учителя начальных классов тесты выполняют функцию форм контроля. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществить контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Тематические тестовые задания имеют многоцелевое назначение. Прежде всего, они дают учителю возможность оперативно вести изучение успешности освоения программы каждым учеником и тем самым получать на определенных этапах работы картину математической подготовки класса в целом. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность. Тесты в отличие от обычных письменных контрольных работ по предметам, требующих значительных затрат времени на уроке, позволяют занимать немного времени, чтобы проверить усвоение учащимися большого объема материала.
Существуют следующие тестовые задания, проверяющие умения воспроизводить усвоенные знания по памяти, узнавать указанный объект среди других объектов, и задания, проверяющие умения применять полученные знания на практике. В последнем случае тесты выполняют обучающую функцию: среди них немало таких заданий, которые требуют актуализации имеющихся у ученика знаний, умения оценить ситуацию, выбрать способ действия и др.
В этом плане тесты можно рассматривать и как инструмент диагностики. Предложив для выполнения конкретный тест, учитель легко выявит возможные пробелы в знаниях ребёнка и в дальнейшем введет в учебный процесс необходимые коррективы. Тестовые задания с элементами самоконтроля предполагают прописывание слов с пропущенными орфограммами и объяснение алгоритма орфографических действий, если в слове допущена ошибка.
Наиболее приемлемыми для младших школьников являются тестовые задания открытой и закрытой формы.
«Открытые» задания имеют инструкцию «ДОПОЛНИТЬ», задания «закрытой» формы «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».
В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий обеих форм, надо учитывать следующее:
1. задания теста по содержанию такие, что знающий ребёнок выполнит его с первого взгляда;
2. формулировка задания, по возможности, идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания;
3. лучше, чтобы главное слово в задании стояло первым;
4. задания формулируются не в виде вопросительного предложения, а имеют форму незавершённого ответа;
5. задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов;
6. только один ответ может быть правильным.
По заданиям с инструкцией «ДОПОЛНИТЬ» ещё учитывать следующие требования:
7. дополнять в предложении необходимо наиболее важное;
8. в каждом задании только одно дополнение;
9. главное слово ставится, по возможности, в начале предложения, а дополнение в конце;
10. лучше, если дополнением будет одно слово, но возможно использование устойчивого сочетания слов;
11. для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи.
По заданиям с инструкцией: «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА» можно руководствоваться тем, что:
каждый ответ правдоподобен;
число ответов от 2 до 5.
Но нужно заметить, чем больше вариантов ответов, тем вероятность угадывания правильного ответа меньше, в то же время задание «утяжеляется» - становится громоздким.
Проверка знаний учащихся в форме тестов очень нравится детям. Тесты экономят много учебного времени на уроке. Позволяют объективно и оперативно проверять качество и степень усвоения учащимися учебного материала большого объёма и по результатам проверки вносить коррективы в учебный процесс. Хотя у тестирования немало положительных сторон, этот метод имеет ряд недостатков. Например, велика вероятность угадывания правильного ответа. Тест проверяет лишь результат действий, а не процесс его получения. Отсутствует возможность проследить логику рассуждений учащихся. Поэтому я считаю, что тесты не должны быть единственной формой контроля за качеством знаний и умений учащихся. Их использование не должно исключать традиционные формы проверки результатов обучения, такие как тематические и итоговые контрольные работы.