Мастер-класс «Использование текстов как основного ресурса для самообразования и формирования читательской компетентности обучающихся на уроках ИКН»


Мастер-класс «Использование текстов как основного ресурса для самообразования и формирования читательской компетентности обучающихся на уроках ИКН».
(опыт представлен в рамках «Фестиваля педагогических идей» в ОУ, апрель 2011). Структура: 1.Введение.
2.Теоритическое обоснование.
3.Практическая часть.
4.Заключительная часть.
Введение.
Цель - организовать представления опыта по использованию инноваций в практике своей работы.
Идея мастер-класса заимствована мною из практики музыкантов и художников и состоит в том, что я хочу продемонстрировать различные приёмы работы с текстом. Почему выбрана данная тема?
Во-первых, к сожалению, мы – учителя ИКН до сих пор не имеем УМК и каждый урок разрабатываем самостоятельно на основе дополнительной литературе, учитывая особенности современного общества.
Во-вторых, в информационном мире большую роль играет информация, а умения добывать и использовать её позволяет быть успешным. В процессе модернизации образования большое значение имеет личность, человек. Предметом истории как науки тоже является человек в бесконечной смене поколений. Понимания смысла истории идёт от человека и через человека. Это можно сделать благодаря работе с текстом. В качестве примера открытия новых знаний я хочу представить практическую часть урока «Марийский соловей» (Очерк жизни и творчества композитора И.С.Ключникова-Палантая) к теме «Музыкальная культура», 8 класс. Для демонстрации практического занятия мне понадобиться ваша помощь, вы должны объединиться в группы. Сегодня каждый из вас может стать «маленьким Колумбом» и совершить открытие нового имени. У каждого народа есть имена, которые олицетворяют его духовную силу. Мы чтим память о них. Быть верным памяти наших предков - это не только говорить добрые слова, а главное следовать их примеру.
2.Теоритическое обоснование.
Цель: познакомить педагогов с методами работы с текстом.
Для формирования и развития учебных действий проводится тщательная работа по отбору текстов. Образовательный процесс на уроке строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, это повышает его мотивацию к учёбе. В своей работе использую различные педагогические технологии и методы.
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) позволяет активно овладевать знаниями, развивать читательскую грамотность и компетентность, прививать любовь к чтению. Особенность технологии в том, что она создаёт условия, при которых осуществляется переход от монолога к диалогу и появляется возможность высказывать своё личное мнение, делать предположения и аргументировано отстаивать своё мнение. В ходе занятий используются следующие приёмы технологии РКМЧП вызов – осмысление - рефлексия; работа в группах; коллективно-совместная деятельность. Технология критического мышления учит задавать вопросы, учит размышлять, содействует творческой самостоятельности, развивает аналитические способности. Технология способствует не заучиванию, а осмыслению, формирует умение сотрудничества и общения, формирует умение пользоваться фактами и информацией в зависимости от стоящей учебной задачи, учит учиться. Начинается работа на уроке с методов «коварных вопросов», которые позволяют удивлять, озадачить и вовлечь в работу.
Метод «простых и сложных вопросов» демонстрируют понимания изучаемого материала, помогают выделить смысловые единицы текста.
«Пирамидальная история – приём, который, позволяет получить план. Строится пирамида по схеме. Состоит из восьми строчек, заполняя которые ученик получает план. А затем вносит дополнения: О чём текст? Характер текста. Место и время действия. Главные события. Главные герои. Что вы чувствовали, когда читали? О чём текст (дополните первую строчку). Ваше мнение.
Синквейн - средство творческой оценки информации. Оно может применяться на любой стадии работы. Пять строчек в определенной последовательности. Одно – существительное (тема). Два прилагательных, которые характеризуют нашу тему. Три глагола - описывают действия в рамках темы. Четыре любых слова – выражают личное отношение, Одно любое слово – синоним центральной темы.
Здоровьесберегаюшая технология – это создание оптимальных условий получения знаний на уроке.
2.Практическая часть.
Цель – обеспечить творческий и деловой настрой педагогов, раскрыть творческий потенциал педагогов, развить способности самостоятельно и нестандартно мыслить.
Этапы урока Ход урока Технологии и методы
1.Оргмомент 2.Эмоциональное погружение в тему, постановка проблемы, определение темы урока. «Марийский соловей в клетке и музыке», поработаем над этим текстом.
Как вы, думаете, что можно узнать? (Ответы: – почему «марийский соловей»?- кто он?- кем был?- чем занимался?)
Итак, определяем задачи нашей работы: проследить жизненный и творческий путь композитора и показать его влияние на развитие национальной культуры.
Применяю технологию критического мышления, (РКМЧП) которая представляет собой систему стратегий, обучающих мыслительным умениям. Она отвечает на вопрос: «Как научиться работать с текстом?».
3.Работа над темой,1 этап Первоначальное знакомство с текстом: прочитать, выписать незнакомые слова; составить план к тексту.
«Словарь это вся Вселенная в алфавитном порядке…»
«Пирамидальная история»
Физкультминутка Здоровьесберегающая технология
3.Работа над темой, 2 этап Самостоятельная работа в группах.
Задания для групп:
1.Прочитать текст, составить план.
2.Прочитать текст, определить этапы жизни композитора, доказать (по тексту) цитатами, какие события повлияли на судьбу композитора.
3Прочитать текст, составить список памятных мест, связанных с именем И.С.Палантая.
4.Прочитать текст и ответить на вопрос «почему композитора называют «марийским соловьём» и как народ чтит его имя?».
5.Прочитать текст, сравнить 2части и ответить на вопрос «Почему в клетке и в музыке?».
Представления результатов, выводов.
Технология простых и сложных вопросов; технология вопросов- интерпретаций «Почему?»
Рефлексия, оценочная деятельность Беседа: - Что нового узнали?
Карточка самооценки
Домашнее задание Составить синквейн3.Заключительная часть.
-Уважаемые коллеги! Вот и закончилась наша работа. Надеюсь, что Вам было интересно. Предлагаю вам обменяться мнениями:
- Для меня было наиболее важным и ценным ________________.
Спасибо всем! Будьте здоровы!
Результат: общая ориентировка участников мастер-класса в проблемном пространстве.