Система контроля тематического усвоения знаний на уроках математики (опыт применения)


Система контроля тематического усвоения знаний (опыт применения)
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности я применяла различные способы контроля тематического усвоения знаний по математике, стараясь добиваться лучшего усвоения пройденных тем. При этом мною применялась и 5-бальная шкала оценивания, и критериальное оценивание с переводом баллов в оценку. При этом были свои неудобства для отдельных категории учащихся при переводе баллов в оценку.
После прохождения курсов 3-го базового уровня, я сразу определилась своей методической темой, выбрав «Критериальное оценивание как средство повышения мотивации учащихся», и стала глубже копаться в системе оценивания, изучая этот вопрос всесторонне. И в этом году начала проводить тематический контроль знаний по «принципу пятерки».
Во-первых, учащиеся, привыкшие к 5-бальной системе оценивания, не испытывают никаких затруднений при работе с этой системой, для них все это уже привычно и удобно. Во-вторых, мне показалось, она более удобной и оптимальной из всех проб, которые я применяла в своей практике. Я заметила, когда применяю другие системы оценивания, где баллы колеблются в широких диапазонах, нередко дети теряются, путаются, и не видят реальную ситуацию. Наши уроки такие короткие, что каждая минута дорога, как учителю, так и ученику, а «принцип пятерки», он настолько привычен и удобен, берешь и работаешь по нему, особо не затрачивая времени на это. А когда даются другие критерии оценивания, некоторые учащиеся теряются, не понимают, зачем эти баллы, ведь в конечном итоге оценку все равно ставит учитель, и появляются вопросы типа «а почему мне 4?», или «у меня же 8 баллов, почему 3?» и т.д. Так вот, на мой взгляд, «принцип пятерки» настолько прост и понятен, что все ученики, как один, работают по ней.
Я считаю, что данная система контроля знаний очень удобна не только учителю, но и ученику. Ведь в каждом классе есть ученики, которым математика просто «не дается», так вот, этот ученик все равно получит положительную оценку, хотя бы выучив формулы, если он их не умеет применять. Другой ученик решит задания уровня В, заработает вторую оценку. Значит, на базовом уровне он решает примеры. Если он не приступил к уровню С, ничего страшного, ему это и не нужно, за это ему никто «двойку» не ставит. Думаю, что это хороший тематический контроль и коррекция знаний перед контрольной работой. Эта система оценивания позволит на базовом уровне проверить всех учащихся, провести коррекционную работу, и успешно выполнить контрольную работу. Для более глубокой проверки знания на продвинутом уровне, каждый учитель может разработать карточки более усложненными заданиями. Мне нравится моя система оценивания, пока я её применяю только в 9 классе. Что интересно, она работает, тем более позволяет сразу проверить и теоритический материал, и практические навыки учащихся на базовом уровне.
В чем же заключается мой «принцип пятерки»?
После изучения очередной темы, перед контрольной работой, я провожу зачетную работу, по трем уровням А, В, С. Первый уровень содержит ровно пять вопросов из теории (захватываю несколько параграфов, если тема большая – один параграф) на знание формул, свойств, правил и т.д., второй уровень - простейшие примеры базового уровня (на понимание и применение изученного материала в простейших ситуациях), и третий уровень – задания чуть более сложного характера. Осознанно не включаю задания четвертого уровня – тому есть несколько причин. Во-первых, на зачетной карточке получится огромное количество заданий, что зрительно пугает учащихся, может получиться некий «конфуз» перед зачетом, во-вторых для сильных учащихся готовлю дополнительные карточки уровня D (на всякий случай).
Заметьте, вопросов в каждом уровне всегда ровно 5! Ответил на один вопрос – 1 балл, ответил на второй вопрос – ещё 1 балл, и того за пять вопросов – 5 баллов, и соответственно оценка за теорию 5! Так же примеров во втором уровне ровно 5, на применение данных теоритических вопросов, формул, свойств, теорем. Задания можно писать иногда под буквами а и в, на тот случай, если позволяет время их решить и нужно более тщательно проверить знание учащихся. Это очень удобно, так как при этом комфортно чувствует себя даже слабоуспевающий ученик по математике. Если ему математика дается трудно (допустим, он «гуманитарий»), то у него есть возможность выучить формулы и получить первую оценку за это, а вторая – за решение простейших примеров базового уровня. Тем самым, считайте, что вы создали ситуацию успеха для данной категории учащихся. Кстати, вопросы по теории обсуждаем и составляем вместе с учащимися, и надо оговориться, если теоритических вопросов больше, чем 5, то тему разбиваем на два, или вопросы объединяем в один пункт. В уровень же С включаю вопросы на исследование, подбирая примеры на применение теоритических вопросов в нестандартных ситуациях, комбинированные задачи и т.д. Ученик в итоге зачета несколько оценок, в зависимости как он подготовлен, и видит где у него пробел (в теории или при решении примеров). По итогам зачета веду мониторинг, оценки (баллы) выставляю в отельном коррекционном журнале (тетради) для того, чтобы увидеть пробелы знаний у каждого учащегося, затем работать над их устранением индивидуально, и провести повторный зачет по другому варианту. Задания же для зачета подбирала из сборников тестов к ВОУД и ЕНТ за последние три года. В этом тоже есть свой плюс – идет подготовка к ВОУД (ЕНТ).
Для более глубокой проверки знания на продвинутом уровне, каждый учитель может разработать дополнительные карточки с более усложненными заданиями.


ГУ «Чернышевская средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»







Система контроля тематического усвоения знаний
и коррекционная работа
на уроках математики
в 9 классе






Учитель: Шайхиева Лилия Расулевна
Должность: учитель математики
С. Первомайское
Љђ Заголовок 1Љђ Заголовок 215