Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова – психолого-педагогический фундамент нового образовательного стандарта начального общего образования


Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова – психолого-педагогический фундамент нового образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования – становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, провозглашающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Основные отличительные особенности нового стандарта Реализация системно-деятельностного подходаНаличие в ОУ основной образовательной программыНовая система оцениванияУсловия реализации основной образовательной программы Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984 гг.) Является учеником выдающегося отечественного ученого Льва Семеновича Выготского. Развивая идеи школы Выготского, Д. Б. Эльконин создал собственное научное направление в детской и педагогической психологии Ему принадлежат теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998 гг.) – выдающийся отечественный педагог и психолог, последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина. Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Член редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Концептуальные положения системы Эльконина-Давыдова Изменение предметного содержания обучения. (В основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий)Деятельностная педагогикаОсвоение учащимися обобщенных способов действия. Коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. Урок в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова Особенностью урока этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии Урок в системе РО Типология уроков Урок постановки учебной задачи.Урок решения учебной задачи.Урок моделирования и преобразования модели.Урок решения частных задач.Урок контроля и оценки. Урок постановки учебной задачи Ситуация успеха.Т_щил ё_ гри_ на сп_не. (тащит) Тащил (ежи) ёж (гриба) гриб на (спины) спине.Ситуация разрыва.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.Слов? слова (по сильной позиции) слово (знаю, словарь) Урок постановки учебной задачи Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. ?Формулирование учебной задачи.Рефлексия. Памяти В.В.Давыдова Б.Д.Эльконин А.Б.Воронцов Э.И.Александрова и Л.И.Тимченко Е.В.Восторгова В.М.Заславский, Г.А.Цукерман, Г. Н Кудина, З.Н.Новлянская Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте: формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки; Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте: воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте: способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; Школа развивающего обучения Эльконина-Давыдова уже в младшем школьном возрасте: развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения. Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова даёт учащимся: Уровень развития интеллекта становится выше, чем в традиционной школе.Развитие способностей к анализу.Нестандартное мышление.Развивает самооценку, снижает фактор закомплексованности.Позволяет достигать высоких результатов в их дальнейшей деятельности. Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова даёт учителям: Учитель- не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.Повышение уровня теоретических знаний. Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова даёт родителям: Умного, самостоятельно мыслящего ребёнка