Доклад: Методика проведения обучающих изложений в 5-9 классах в школе для слабовидящих детей.


Методика проведения обучающих изложений в 5-9 классах в школе для слабовидящих детей.
В системе упражнений, служащих развитию письменной речи, большую роль играют изложения.
Изложение – это обобщённое название одного из видов связной речи. Оно широко используется в речевой практике. Определённая последовательность в проведении изложений даёт возможность формировать умение правильно (логически и грамматически) передавать чужую речь, понимать своеобразие авторской речи, развивать навыки слушания и запоминания.
Изложение занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя - одним из средств проверки учебного материала. Изложение - одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.
Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы и для будущей практической деятельности выпускников. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно и логично или фрагментально и беспорядочно.
Изложения содействуют решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.
Однако сказанным не исчерпывается значение изложений как одного из видов упражнений по развитию речи учащихся. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводятся новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача воспринятого текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.
То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначается для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.
В 5-9 классах учитель - словесник проводит специальные обучающие изложения. Смысл этой работы – научить детей способам деятельности по созданию текста на основе исходного.
Выделяют основные этапы этой работы:
уточнение (учителем) речевой задачи;
вступительное слово об авторе и произведении, откуда текст для изложения (если это необходимо);
чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи текста на пластинке;
определение темы и основной мысли исходного текста;
анализ его содержания и структуры (составление композиционной схемы и плана текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста;
повторное чтение или прослушивание текста.
Речевые задачи, требующие создания нового текста на основе данного, например:
- Составьте план исходного текста;
- Изложите подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;
- Подготовьте сообщение на такую-то тему на основе данного текста;
- Ответьте на вопрос, поставленный в тексте;
- Перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;
- Разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказ.
Основная цель первого чтения заключается в том, чтобы дать слабовидящим учащимся целостное восприятие содержания текста. Поэтому к первому чтению предъявляется определённое требование. Чтение должно быть достаточно громким и выразительным, не прерываться объяснением
непонятных слов, что рассеивает внимание учащихся.
Перед чтением текста, предназначенного для письменного изложения, проводится беседа. Она нужна для того, чтобы подготовить учеников к восприятию текста. Наблюдения показывают, что для написания изложений большую роль играет способ восприятия учеником текста, подлежащего изложению. Важно, читает ли текст сам ученик или воспринимает его с голоса учителя. Поэтому важно обеспечить, подчеркивает автор, переход школьников к изложению текста, воспринимаемого на слух. Это связано с целесообразностью и необходимостью упражнять слабовидящих учащихся в слуховом восприятии учебного материала.
Вступительную беседу необходимо проводить в том случае, если она может вызвать у учащихся интерес к тексту и осмыслить его содержание.
Пользуясь беседой, учитель устанавливает наличие у детей конкретных представлений в той или иной области понятий, которая затрагивается текстом. При проведении беседы перед чтением текста не следует отвлекаться, отходить от темы, ибо такие отступления при чтении текста могут вызвать у слабовидящих учеников случайные ассоциации. Предварительная беседа не нужна, если у детей имеются конкретные представления, необходимые для восприятия текста.
Вводная беседа должна быть недолговременной, достаточно насыщенной по содержанию. Учителю следует заранее составить ясный и четкий план. В ходе беседы можно объяснить значение незнакомых слов, делая это на основе толкового словаря. Это позволит учителю быть кратким и точным. По завершении беседы учителю надо самому прочитать текст. Нужно подбирать простые и доступные тексты, общий смысл которых становится ясным на основе первого воспроизведения. Чтение текста должно быть выразительным, с соблюдением пауз, логических ударений, нужных интонаций.
Выразительное чтение способствует пониманию детьми читаемого и помогает правильно раскрыть главную мысль текста. Для того чтобы сделать это, после первого чтения необходимо предложить вопросы типа: Почему? Зачем? С какой целью? Ответы, подкрепляемые наблюдениями над языком текста и высказываниями школьников, приобретают нужную глубину и убедительность.
Затем идёт определение темы текста и основной мысли. Тема – это предмет речи, то, о чём говорится в изложении, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании. Основная мысль – это ответ на поставленный темой вопрос. Тема и основная мысль высказывания обычно отражаются в плане высказывания, тема – в его названии, а основная мысль в заголовке. Для того, чтобы ученик мог раскрыть тему и основную мысль, он должен прежде всего обдумать границы темы и свой подход к ней, т.е. определить, о чём именно он будет писать и что главное он хочет сказать в своём высказывании. В соответствии с этим ученик производит отбор фактического материала, выбирает способ его преподнесения, языковые средства.
Следущий этап - систематизация материала. Это значит: 1) отобрать из собранного то, что необходимо для раскрытия темы и основной мысли. 2) привести материал в определённый порядок: сгруппировать собранное по подтемам; 3) определить последовательность его использования, связь отдельных частей.
Систематизация материала предполагает составление плана, композиционной схемы. План – это особым образом организованный текст, предстающий в форме самостоятельных, грамматически не связанных, графически выделенных предложений, в которых фиксируются узловыесмысловые вехи высказывания.
Учитель должен обучить слабовидящих детей очень важному умению составлять планы к изложению. Овладение умениями работать над планом
облегчит слабовидящим ученикам восприятие и понимание текстов, поможет развитию у них логического мышления.
Практика показывает, что лучше всего начинать работу над готовым планом к тексту, что позволяет учителю показать возможные варианты составления плана, выделить из них наиболее удачные и наглядно показать ошибки отдельных учащихся с точки зрения раскрытия содержания текста.
Дальше ученики оформляют заголовки плана. Учитель должен заранее познакомить школьников с грамматической структурой оформления заголовков плана. Он обучает школьников составлять краткие и выразительные заголовки, раскрывающие главные мысли текста. Нельзя часто применять подготовленные заранее планы, так как у учеников не развивается творческое и логическое мышление, отсутствует самостоятельность.
Специально заготовленные учителем карточки с текстами отрывков из художественной литературы дают возможность проводить фронтальную и индивидуальную работу по обучению слабовидящих школьников умениям составлять план на основе выделения основных мыслей, деления текста на логические части и озаглавливания их.
Повышает интерес учащихся к такой работе карточки с готовыми планами, в которых пропущен или неправильно сформулирован какой-то пункт в плане. Школьники корректируют план или придумывают заголовок.
Для обучения слабых учащихся полезно давать карточки с нарушенной последовательностью плана. Сопоставление 2-3 вариантов плана к одному и тому же тексту с тщательным мотивированным анализом их является эффективным упражнением в выработке у учащихся осознанных умений.
Памятка в работе над планом:
Посмотри, отражена ли в плане основная мысль текста.
Правильно и полно ли отражено содержание текста в заголовках плана, выделены ли в нём главные моменты содержания.
Соблюдена ли логическая последовательность пунктов плана.
Обрати внимание на формулировки заголовков.
Правильно ли сформулированы те или иные заголовки плана.
Можно сделать и взаимопроверку планов. Коррекционное занятие лучше проводить подгруппами, так как школьники утверждаются в правильности или ошибочности усвоенных знаний, тренируются в речевом оформлении своих мыслей и овладевают умениями составлять план к изложению. В этом заключается компенсаторное значение этой деятельности для слабовидящих учеников, так как при недостатках зрения они могут достичь хороших результатов за счёт развитого логического мышления.
При составлении плана в анализе рассказа целесообразно давать школьникам задания для мысленного (словесного) рисования картин.
Обучение слабовидящих учащихся словесно рисовать картины помогает выявить и сформировать наглядные представления о предметной деятельности, которая способствует осмысленному проникновению в содержание рассказа.
Познавательную деятельность слабовидящих детей при обучении составлению плана рассказа следует направлять от действий с наглядностью к действиям с опорой только на логическое мышление.
В зависимости от особенностей предстоящего высказывания, подготовленности к нему в рабочих материалах фиксируются основные моменты развёртывания темы, начало и конец высказывания, переходы отодной части к другой, коммуникативно значимые языковые средства. Так, если учеников может затруднить начало изложения или изложения с заменой формы лица, в рабочие материалы вносятся соответствующие начальные фразы.
К речевому оформлению подзаголовков плана предъявляются особые требования: они не только должны в предельно сжатой форме раскрывать тему и основную мысль, но и быть логически, а также стилистически согласованными между собой текстом.
Отметив существенное в рассказе, учащиеся с помощью учителя уясняют логическую последовательность и связи между действующими лицами и фактами.
При проведении логического анализа устанавливаются связи и отношения между фактами, что способствует лучшему, более глубокому пониманию фактической стороны произведения и более сознательному усвоению его содержания. Когда проводится аналитическая работа, большее внимание следует уделять выделению в прочитанном тексте главного. Для анализа текстов, продолжает автор, необходимо предлагать продуманные вопросы, чтобы они привлекали внимание учащихся к основным моментам повествования. Не должно быть разрыва в анализе содержания и форм. Нельзя осмыслить содержание, не обратив внимания на форму его выражения, не выяснив значения неизвестных слов. В противном случае работа над языком текста теряет смысл.
О языковом анализе, необходимом при аналитической работе для более глубокого понимания и наилучшего воспроизведения текста, говорили многие методисты. В методике обучающего изложения на него впервые указал В.А. Добромыслов. Он писал: «В интересах развития речи учащихся
важно, чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них, чтобы ученики уяснили значимость тех или иных выражений текста, сами пользовались ими вполне сознательно. Это требует в ряде случаев внимательного языкового анализа».
Содержание языкового анализа при подготовке к изложению должно быть
значительно шире. В него, несомненно, входит и работа над лексикой, но не меньшее значение имеет и предупреждение синтаксических ошибок. Кроме того важна и работа над составлением плана, которую следует постепенно усложнять: от менее самостоятельных к более самостоятельным формам, от коллективного к индивидуальным планам.
Составив план, учителя обычно требуют от учащихся пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной практике традиционным. Не всегда устный пересказ необходим. Он нужен лишь тогда, когда учащиеся не владеют теми или иными разновидностями письменной речи, теми или иными видами рассказа в письменной форме. Если учитель злоупотребляет устной подготовкой слабовидящих школьников к письменным работам, то он тем самым лишает детей самостоятельности и затрудняет процесс обучения.
Последним этапом подготовительной работы к письменному изложению является повторное чтение, которое необходимо для целостного восприятия текста после его анализа.
В ходе выполнения письменной работы учащимися учитель приходит на помощь тем ученикам, которые испытывают какие-нибудь затруднения.