Формы и методы обучения информатики


Формы и методы обучения информатике
«Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но за счёт стремительного развития и перспектив данного направления также быстро меняются требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.
На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома.
И если такая работа не имеет определённой организации, то это может привести к нежелательным последствиям:
– у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они хорошо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «ИКТ». Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;
– если назначение знаний и умений, полученные на уроках ИКТ очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики не всегда видят. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» – это «инструмент», который можно использовать в любой предметной сфере;
– учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе на компьютере.
А требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать «над собой», самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в новых условиях информационного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
– создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
– интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;
– создание условий для выявления одаренности учащихся.
Работа на компьютере - возрождает новые индивидуальные формы обучения.  За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей, использовать различные источники информации.
В этом одной из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.
Мы должны научить ребенка самостоятельно добывать достоверную информацию, уметь ее структурировать и использовать в конкретных целях обучения, но с помощью учителя. Учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников.
Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:
– наличие организационного этапа подготовки к проекту
– самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;
 – выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;
 – наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;
 – каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Учитель информатики Семухина Л.Ф.
МБОУ СОШ №13 г.о. Самара