Методический материал Организационные способы и формы действий дошкольников в рамках ФГОС


Организационные способы и формы действий дошкольников в рамках ФГОСВозрастная группа Содержание практик Методы практик Форма практик
Младшая группа
(3-4 года) Познавательно-исследовательская деятельность Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, картины, карты, муляжи). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий в форме:
Экскурсии;
Путешествия по карте, во времени;
Наблюдения, рассматривания;
Решения проблемных ситуаций;
Исследование и экспериментирование;
Предметные и процессуальные игры;
Моделирования;
Организация свободной деятельности.
Коммуникативная деятельность Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры.
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация. Проведение фронтальных и подгрупповых занятий;
Ситуативный разговор;
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
Отгадывание загадок;
Игровые ситуации;
Логоритмика;
Чтение;
Разучивание стихов, потешки и др.;
Рассматривание с дальнейшим обсуждением;
Игры с речевым сопровождением;
Свободное общение по теме;
Двигательная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Подвижные игры;
Упражнения.
Наглядные методы:
Демонстрация.
Проведения занятий по физической культуре во фронтальной и подгрупповой форме с использованием результативных физических упражнений в различных:
Подвижных дидактических играх;
Подвижных играх с правилами;
Игровых упражнениях;
Игровых ситуациях;
Спортивных играх и упражнениях;
Физкультминутки;
Дыхательная гимнастика;
Логоритмика;
Детский досуг;
Детские аэробика и фитнес;
Секционно-кружковые занятия;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Гимнастика и закаливание (утренняя и после дневного сна);
Самостоятельная двигательная активность;
Продуктивная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная)
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, картины, карты, муляжи, макет). Проведение подгрупповых и фронтальных занятий:
Рисование;
Лепка;
Аппликация;
Конструирование;
Художественный труд;
Творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.);
Конкурсы детско-родительского творчества;
Организация детских выставок;
Организация самостоятельной продуктивной деятельности;
Музыкально-литературная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы (напр. ,игра на музыкальных инструментах);
Наглядные методы:
Демонстрация (видеофильмы, слайд-шоу, аудиозаписи);
Иллюстрация (плакаты, картины, картины, зарисовки из книг). Слушание;
Исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.);
Музыкально-дидактические игры;
Подвижные игры с музыкальным сопровождением;
Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
Музыкально-ритмические движения;
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух);
Беседа;
Чтение;
Театрализованная деятельность;
Самостоятельная речевая художественная деятельность;
Презентация книг;
Литературные праздники, досуги.
Игровая деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Вовлечение детей в игровую ситуацию;
Выполнение игровых действий по подражанию и образцу;
Обыгрывание игрушек педагогом; совместная игра педагога и детей;
Поощрение игровой и других видов активности детей;
 Специальная организация на занятиях ряда действий заведомым подбором игрушек и атрибутики.
Наглядные методы:
Наблюдение аналогичных игровых действий в повседневной жизни;
Показ игровых действий педагогом с одновременным объяснением; Сюжетно-отобразительные игры;
Дидактические игры;
Игровые ситуации;
Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения;
Игры с элементами спорта;
Игры с речевым сопровождением;
Пальчиковые игры;
Народные игры;
Музыкальные игры;
Хороводные игры;
Свободная деятельность;
Средняя группа
(4-5 лет) Познавательно-исследовательская деятельность Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, картины, карты, муляжи). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий в форме:
Экскурсии;
Путешествия по карте, во времени;
Наблюдения, рассматривания;
Решения проблемных ситуаций;
Исследование и экспериментирование;
Игры с правилами;
Моделирования;
Организация свободной деятельности.
Коммуникативная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры и упражнения.
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация.
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий;
Ситуативный разговор;
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
Составление и отгадывание загадок;
Игровые ситуации;
Логоритмика;
Рассказ с дальнейшим обсуждением;
Чтение;
Разучивание стихов, потешки и др.;
Рассматривание с дальнейшим обсуждением;
Рассказывание (составление рассказов);
Игры с речевым сопровождением;
Свободное общение по теме;
Двигательная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Подвижные игры;
Упражнения.
Наглядные методы:
Демонстрация.
Проведения занятий по физической культуре во фронтальной и подгрупповой форме с использованием результативных физических упражнений в различных:
Подвижных дидактических играх;
Подвижных играх с правилами;
Игровых упражнениях;
Игровых ситуациях;
Спортивных играх и упражнениях;
Физкультминутки;
Дыхательная гимнастика;
Логоритмика;
Детский досуг;
Детские аэробика и фитнес;
Секционно-кружковые занятия;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Гимнастика и закаливание (утренняя и после дневного сна);
Самостоятельная двигательная активность;
Продуктивная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная)
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, схемы, картины, карты, муляжи, макет). Проведение подгрупповых и фронтальных занятий:
Рисование;
Лепка;
Аппликация;
Конструирование;
Художественный труд;
Творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.);
Конкурсы детско-родительского творчества;
Организация детских выставок;
Организация самостоятельной продуктивной деятельности;
Музыкально-литературная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы (напр. ,игра на музыкальных инструментах);
Наглядные методы:
Демонстрация (видеофильмы, слайд-шоу, аудиозаписи);
Иллюстрация (плакаты, картины, картины, зарисовки из книг). Слушание;
Исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.);
Импровизация;
Экспериментирование;
Музыкально-дидактические игры;
Подвижные игры с музыкальным сопровождением;
Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
Музыкально-ритмические движения;
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух);
Построение устных высказываний;
Называние героев, определение последовательности событий;
Беседа;
Чтение;
Театрализованная деятельность;
Самостоятельная речевая художественная деятельность;
Презентация книг;
Литературные праздники, досуги.
Игровая деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Вовлечение детей в игровую ситуацию;
Выполнение игровых действий по подражанию;
Самостоятельное выполнение игровых действий;
Поощрение игровой и других видов активности детей
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация педагогом элементов сюжетной игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла;
Последовательное введение детей в игровую ситуацию и роль. Игры с правилами;
Сюжетные игры;
Дидактические игры;
Игровые ситуации;
Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения;
Игры с элементами спорта;
Игры с речевым сопровождением;
Пальчиковые игры;
Народные игры;
Музыкальные игры;
Хороводные игры;
Свободная деятельность;
Старшая группа
(5-6 лет) Познавательно-исследовательская деятельность Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, картины, карты, муляжи). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий в форме:
Экскурсии;
Путешествия по карте, во времени;
Наблюдения, рассматривания;
Решения проблемных ситуаций;
Исследование и экспериментирование;
Игры с правилами, сюжетные игры;
Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы)
Моделирования;
Организация свободной деятельности.
Коммуникативная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры и упражнения.
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, карты, картины, макеты, муляжи).
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий;
Ситуативный разговор;
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
Составление и отгадывание загадок;
Игровые ситуации, этюды и поставноки;
Логоритмика;
Игры с правилами и театрализованные игры;
Рассказ с дальнейшим обсуждением;
Чтение;
Разучивание стихов, потешки и др.;
Рассматривание с дальнейшим обсуждением;
Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
Игры с речевым сопровождением;
Свободное общение по теме;
Инсценирование и драматизация;
Интервьюирование;
Двигательная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Подвижные игры;
Упражнения.
Наглядные методы:
Демонстрация.
Проведения занятий по физической культуре во фронтальной и подгрупповой форме с использованием результативных физических упражнений в различных:
Подвижных дидактических играх;
Подвижных играх с правилами;
Игровых упражнениях;
Игровых ситуациях;
Спортивных играх и упражнениях;
Физкультминутки;
Дыхательная гимнастика;
Логоритмика;
Детский досуг;
Детские аэробика и фитнес;
Секционно-кружковые занятия;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Гимнастика и закаливание (утренняя и после дневного сна);
Самостоятельная двигательная активность;
Продуктивная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная)
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, схемы, картины, карты, муляжи, макет). Проведение подгрупповых и фронтальных занятий:
Рисование;
Лепка;
Аппликация;
Конструирование;
Художественный труд;
Проектная деятельность,
Творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.);
Создание макетов, коллекций и их оформление;
Конкурсы детско-родительского творчества;
Организация детских выставок;
Организация самостоятельной продуктивной деятельности;
Музыкально-литературная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы (напр. ,игра на музыкальных инструментах);
Наглядные методы:
Демонстрация (видеофильмы, слайд-шоу, аудиозаписи);
Иллюстрация (плакаты, картины, картины, зарисовки из книг). Слушание;
Исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.);
Импровизация;
Экспериментирование;
Музыкально-дидактические игры;
Подвижные игры с музыкальным сопровождением;
Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
Музыкально-ритмические движения;
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух);
Построение устных высказываний;
Называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий;
Заучивание и рассказывание;
Беседа;
Чтение;
Театрализованная деятельность;
Самостоятельная речевая художественная деятельность;
Презентация книг;
Литературные праздники, досуги.
Игровая деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Вовлечение детей в игровую ситуацию;
Самостоятельное выполнение игровых действий;
Поощрение игровой и других видов активности детей
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация игровых действий (изредка) педагогом:
Образец ролевого поведения, планирование действий детей педагогом и распределение ролей между ними;
Игры с правилами;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Игровые ситуации;
Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения;
Игры с элементами спорта;
Игры с речевым сопровождением;
Пальчиковые игры;
Театрализованные игры;
Народные игры;
Музыкальные игры;
Хороводные игры;
Свободная деятельность;
Подготовительная группа
(6-7 лет) Познавательно-исследовательская деятельность Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, картины, карты, муляжи). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий в форме:
Экскурсии;
Путешествия по карте, во времени;
Наблюдения, рассматривания;
Решения проблемных ситуаций;
Исследование и экспериментирование;
Игры с правилами, сюжетные игры;
Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, шарады, кроссворды)
Моделирования;
Организация свободной деятельности.
Коммуникативная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая);
Дискуссия.
Практические методы:
Дидактические игры и упражнения;
Практические работы.
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, карты, картины, макеты, муляжи, таблицы, опыты, зарисовки). Проведение фронтальных и подгрупповых занятий;
Ситуативный разговор;
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
Составление и отгадывание загадок;
Игровые ситуации, этюды и поставноки;
Логоритмика;
Игры с правилами и театрализованные игры;
Рассказ с дальнейшим обсуждением;
Чтение;
Разучивание стихов, потешки и др.;
Рассматривание с дальнейшим обсуждением;
Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
Игры с речевым сопровождением;
Свободное общение по теме;
Инсценирование и драматизация;
Проектная деятельность;
Интервьюирование;
Двигательная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Подвижные игры;
Упражнения.
Наглядные методы:
Демонстрация.
Проведения занятий по физической культуре во фронтальной и подгрупповой форме с использованием результативных физических упражнений в различных:
Подвижных дидактических играх;
Подвижных играх с правилами;
Игровых упражнениях;
Игровых ситуациях;
Спортивных играх и упражнениях;
Физкультминутки;
Дыхательная гимнастика;
Логоритмика;
Детский досуг;
Детские аэробика и фитнес;
Секционно-кружковые занятия;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Гимнастика и закаливание (утренняя и после дневного сна);
Самостоятельная двигательная активность;
Продуктивная деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная)
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы;
Наглядные методы:
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, схемы, картины, карты, муляжи, макет). Проведение подгрупповых и фронтальных занятий:
Рисование;
Лепка;
Аппликация;
Конструирование;
Художественный труд;
Проектная деятельность,
Творческие задания, изготовление (предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, сувениров и др.);
Создание макетов, коллекций и их оформление;
Конкурсы детско-родительского творчества;
Организация детских выставок;
Организация самостоятельной продуктивной деятельности;
Музыкально-литературная деятельность
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Дискуссия;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная).
Практические методы:
Дидактические игры;
Практические работы (напр. ,игра на музыкальных инструментах);
Наглядные методы:
Демонстрация (видеофильмы, слайд-шоу, аудиозаписи);
Иллюстрация (плакаты, картины, картины, зарисовки из книг). Слушание;
Исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.);
Импровизация;
Экспериментирование;
Музыкально-дидактические игры;
Подвижные игры с музыкальным сопровождением;
Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
Музыкально-ритмические движения;
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух);
Построение устных высказываний;
Называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий;
Заучивание и рассказывание;
Беседа;
Чтение;
Театрализованная деятельность;
Самостоятельная речевая художественная деятельность;
Презентация книг;
Литературные праздники, досуги.
Игровая деятельность
Словесные методы:
Объяснение;
Инструкция;
Практические методы:
Вовлечение детей в игровую ситуацию;
Самостоятельное выполнение игровых действий;
Поощрение игровой и других видов активности детей
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация игровых действий (изредка) педагогом:
Образец ролевого поведения, планирование действий детей педагогом и распределение ролей между ними;
Игры с правилами;
Сюжетно-ролевые игры;
Дидактические игры;
Игровые ситуации;
Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения;
Игры с элементами спорта;
Игры с речевым сопровождением;
Пальчиковые игры;
Театрализованные игры;
Народные игры;
Музыкальные игры;
Хороводные игры;
Свободная деятельность;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Дидактические игры и упражнения;
Практические работы.
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация;
Иллюстрация (плакаты, карты, схемы, картины, макеты, муляжи, таблицы, опыты, зарисовки) Самообслуживание в режимных моментах (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.);
Труд в природе;
Хозяйственно-бытовой труд (дежурство, поручение);
Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом);
Обучение грамоте и элементарной математике
Словесные методы:
Рассказ;
Объяснение;
Инструкция;
Беседа (вводная, закрепляющая, фронтальная, индивидуальная, эвристическая).
Практические методы:
Упражнения;
Дидактические игры;
Практические работы (напр., выполнение заданий в инд.тетрадях);
Моделирование (из геометрических фигур, кассы букв и пр.)
Наглядные методы:
Наблюдение;
Демонстрация (аудиокассеты, видеоматериалы, развивающие компьютерные программы);
Иллюстрация (плакаты, карты, схемы, картины, макеты, муляжи, таблицы, опыты, зарисовки) Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием проблемно-поисковых ситуаций и игровых методов