Проблемы косвенного налогообложения в РФ


Проблема косвенного налогообложения в РФ
Одной из острых проблем косвенного налогообложения в России является ответна вопрос о целесообразности применения НДС. Налог на добавленную стоимость создает массу проблем и налогоплательщикам, и контролирущим органам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. По этой причине неоднократно предлагалось упростить процедуру взимания НДС либо полностью его отменить. Предлагается заменить НДС на налог с продаж или оборота.
Долгое время налог с продаж и НДС сосуществовали. Их объекты налогообложения практически совпадали - это была реализация товара, что вызывало нарекания со стороны налогоплательщиков
Наконец, было принято решение, что один из налогов надо упразднить. При этом выбор был очевиден в силу того, что стандартная ставка НДС составляла 20 %, а предел для налога с продаж был установлен в 5 %.
Поэтому посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. О ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».
Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики письмом от 16 сентября 2008 г. N 03-07-14/46 высказал нецелесообразность отмены НДС т.к. в условиях действия рыночной экономики НДС фактически не оказывает принципиального влияния на уровень цен (тарифов) на товары (работы, услуги), поскольку их уровень зависит от величины спроса и предложения. Дополнительным преимуществом НДС является возможность установления конкурентоспособных цен на российские товары, реализуемые на внешнем рынке, поскольку при экспорте товаров в их стоимость не включается НДС.
В то же время взимание НДС при ввозе импортных товаров в Российскую Федерацию способствует конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых на территории Российской Федерации. В связи с этим замена налога на добавленную стоиость налогом с оборота, а это есть принципиальное изменение действующей системы косвенного налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений.
При этом существуют и другие точки зрения, согласно которым НДС мешает развиваться малому бизнесу:
1) нагрузка на высокоэффективный бизнес, имеющий высокую долю добавленной стоимости;
2) сумма налога слишком сильно может варьироваться вне зависимости от экономических результатов работы предприятия;
3) обложение авансов делает невыгодными крупные «интеллектуальные» проекты, в которых участвуют несколько партнеров;
4) все предприятия являются заложниками своих поставщиков;
5) честные налогоплательщики всегда и сильно проигрывают нечестным в конкурентной борьбе;
6) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия (даже получив убыток, предприятие может иметь значительную сумму налога к уплате);
7) налог требует значительных усилий по его учету и исчислению;
8) сравнительная легкость искажения деклараций;
9) реимпорт, который оформляется для возврата при экспорте.
Однако, НДС - это основной бюджето-образующий налог, легко собираемый, имееющий сквозную федеральную структуру. Это ключевой налог для федерального бюджета. Введение нового налога с оборота, это мера, своего рода, дополняющая НДС. То есть, его можно и не вводить, при этом просто увеличив НДС. И в том и в другом случае увеличится налоговая нагрузка на бизнес.
В новых посткризисных условиях хозяйствования увеличение налоговой нагрузки ухудшает условия работы предприятий, находящихся и так не в самом лучшем положении.
Кроме того, любые изменения налоговой системы увеличивают неопределенность в обществе. По мнению некоторых исследователей нельзя постоянно снижать одни налоги, увеличивать другие и вводить третьи. При всем искушении повысить налоги, особенно те, за счет которых наполняются внебюджетные фонды, чтобы закрыть бюджетные разрывы, в условиях кризиса ничего изменять не нужно.
Также одной из главных проблем, существующих на современном этапе развития косвенного налогообложения, является возможность юридических лиц уклоняться от уплаты НДС и акцизов, которую в свою очередь создает теневая экономика. Все возможные схемы уклонения от уплаты НДС сводятся либо к занижению подлежащего налогообложению оборота товаров (работ, услуг), в том числе посредством искажения цен реализации при наличии сговора между контрагентами, включая короткоживущие предприятия, один из которых имеет налоговые преференции, либо с фирмами-однодневками, которые полностью уклоняются от уплаты НДС.
Также имеется определенный ряд правовых проблем, одной из которых является отсутствие правого значения классификации налогов на прямые и косвенные. В связи с этим ряд специалистов в области теории налогообложения предложили отказаться от данной классификации. Но имеет место в данной ситуация и обратная сторона медали, которая заключается в том, что отказ от вышеприведенной классификации может оказать негативное влияние как на развитие науки финансового права, так и на формирование правовой базы налогообложения. Исходя из вышеприведенного, следует сделать вывод о том, что имеется необходимость корректировки законодательства о налогах и сборах, формирования нормативной базы, так как косвенные налоги являются одним из основных источников доходов федерального бюджета.
Список источников
Федеральный закон от 29.12.2014 N 452-ФЗ Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) Режим электронного доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166533/85430734e5143be63a8219b21a6c61f262a4fefa/