Эссе на тему Применение ИКТ – важный фактор повышения ЗУН по биологии


КГУ «Средняя школа №7» акимата г.Усть-Каменогорска.
Школьный конкурс «Учитель года».
Эссе
на тему:
«Применение ИКТ – важный фактор повышения ЗУН по биологии».
Подготовила: учитель биологии 2-й категории Крылова Н.А.
2012 г.
Эссе на тему: «Применение ИКТ – важный фактор повышения ЗУН по биологии».
Окружающий нас биологический мир разнообразен по формам, звукам и ощущениям. Уроки биологии направлены в первую очередь на формирование знаний и представлений об окружающем нас мире. Но зачастую мы не всегда располагаем ресурсами и возможностями для демонстрации биологических видов и явлений, происходящих в природе. Для решения данной проблемы в современной образовательной системе необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии, которые уже успели стать неотъемлемой частью современного урока. ИКТ позволяют учителю наглядно и доступно излагать учебный материал, делая урок интереснее и увлекательней. Красочные иллюстрации, видео материалы, анимационные эффекты, гиперссылки формируют представление о таких процессах, как фотосинтез, биосинтез белка, транспирация, опыление, передвижение одноклеточных, а так же дают возможность заглянуть внутрь организма и понять строение, как отдельной клетки, так и организма в целом.
Зачастую мы не имеем возможности наблюдать за природой, за поведением животных в тех или иных ситуациях, для разъяснения взаимоотношений между животными опять же на помощь приходят достижения современной техники. Это могут быть и виртуальные экскурсии, и фрагменты видеофильма о живой природе, и конкретные примеры взаимоотношений, например, лягушки и венериной мухоловки. Учащиеся лучше воспринимают материал, просмотренный в движении, нежели услышав на слух рассказ о поведении животных, как если бы они смотрели телевизор дома в непринужденной обстановке. Вот только дома не все станут смотреть образовательный канал, а на уроках мы им можем предоставить такую возможность.
В наш век компьютерных технологий мы мало чем можем удивить наших учеников, большинство из которых уже в совершенстве владеют компьютерной техникой. Необходимо использовать это умение в учебных целях. В своей работе я практикую опережающие задания по подготовке презентаций по текущей теме. Так, в прошлом году, в ходе изучения семейств покрытосеменных растений, по каждому семейству учащимися было приготовлено по 1-2 презентации, которые в дальнейшем мной были оформлены в небольшое пособие по семействам покрытосеменных. За такую работу ученики берутся с охотой, но выполняют добросовестно не все, поэтому не у всех за данное задание высокие оценки. Вторая часть подготовки этого задания – умение его доступно презентовать. Сразу видно насколько проработан материал подготовившим его учеником. При ответе так же формируются навыки ораторства и монологической речи.
Так же нельзя не отметить роль ИКТ при проведении проверочных и самостоятельных работ. Это и простые текстовые задания для проверки основных знаний и установления связей между выражениями, так и графические подписи, например при изучении строения клетки или строения головного мозга.
Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому, идя в ногу со временем, необходимо стараться как можно глубже внедрять информационные технологии. Для изучения биологии открыты необъятные просторы мультимедийного пространства от презентаций в Power Point до использования виртуального микроскопа. Данная работа позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что применение ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.