Монография по теме Школа адаптирующей педагогики как модель современной общеобразовательной школы


Н.Н.Загайнова, учитель английского языка
высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №108
Кировского района г. Новосибирска
Школа адаптирующей педагогики как модель современной общеобразовательной школы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей образовательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентаций на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, а также научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Причем особо актуальными становятся современные образовательные технологии, позволяющие учителю повысить мотивацию обучающихся, практическую направленность занятий на развитие индивидуальных способностей детей, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Именно о таких образовательных технологиях, а также о том, какие из них, на мой взгляд, наиболее соответствуют специфике преподавания английского языка, как проходила апробация этих технологий в практике учебной деятельности, какие получены результаты, и пойдет речь в данной статье.

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…

Каждый учитель-практик, встречая эти некрасовские строки, непременно задумывается, а что нужно для того, чтобы твои ученики смотрели на тебя с восхищением и преклонением? По каким критериям можно отследить твое педагогическое мастерство? Кто-то работает в лицее или гимназии и ставит это себе в заслугу: дескать, стране нужна интеллектуальная элита, и я выполняю этот социальный заказ, требующий от учителя высокого уровня знаний, творческих и интеллектуальных способностей. Я же считаю, что не меньшие знания, творчество и педагогическое мастерство нужны сегодня в массовой общеобразовательной школе, но не в обычной, традиционного типа, а в школе адаптирующей педагогики, со смешенным контингентом учащихся.
Это школа, где есть место каждому ребенку, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей, способностей и склонностей. Школа, миссия которой состоит в том, чтобы вовремя и максимально безошибочно «открыть» каждого ученика, его личностные качества и обеспечить ему реальные возможности для реализации индивидуальных особенностей.
Ключевая идея адаптивной школы - это идея гуманно-личностного подхода к обучению, воспитанию, развитию ребенка. Такой подход обращает школу к личности ученика, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые возможности и способности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы, использовать их для более полного и более свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе объединяет следующие идеи:
- новый взгляд на личность как цель образования, а не средство для достижения каких-либо целей; как субъект, а не объект в педагогическом процессе;
- демократизацию педагогических отношений, предполагающую уравнивание ученика и учителя в правах, право ребенка на свободный выбор ;
-учение без принуждения, проявляющееся в замене принуждения желанием, которое порождает успех;
- новую трактовку индивидуального подхода, включающую отказ от ориентировки на среднего ученика, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- формирование положительной «я» - концепции личности (я нравлюсь, я способен, я значу), способствующей успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности;
- формирование механизмов самообучения и самовоспитания, ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
Поэтому актуальным в условиях школы адаптирующей педагогики становится выбор оптимального, наилучшего для конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора приемов и методов обучения под реальных детей и реального учителя.
Таким образом, модель адаптивной школы являет собой один из самых сложных типов учебного заведения с огромным комплексом разнородных педагогических задач, решая которые, учитель непременно становится на позицию первооткрывателя, новатора.
Как показывает опыт работы, система внутренней дифференциации и индивидуализации обучения дает качественное образование каждому ученику в соответствии с его индивидуальными природными возможностями и жизненными потребностями, максимально защищает в условиях экономической нестабильности и социальной неопределенности современной жизни.
Поэтому я поставила перед собой задачу - простроить собственную систему внутренней дифференциации на своих уроках, выбрать наиболее приемлемые для себя образовательные технологии, соответствующие своим возможностям и склонностям, изучить и апробировать их в практике своей работы.
Исходя из миссии и ключевой идеи адаптивной школы, я пришла к выводу, что особую роль в нашей школе должны играть личностно-ориентированные технологии, такие, как педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, в их составе игровые технологии, проблемное обучение, кроме того технологии уровневой дифференциации, технология программированного обучения; групповые технологии, словом, то многообразие технологического и методического инструментария, без которого невозможно представить современную адаптивную школу личностно-ориентированной педагогики.
Изучив представленные в печати наиболее распространенные образовательные технологии, я поняла, что такой важный в условиях адаптивной школы принцип индивидуализации обучения может быть реализован на уроках английского языка через использование адаптивной системы обучения А.С. Границкой. После детального знакомства с этой системой и последующей апробации, я на протяжении последних 5 лет внедряю её в практику своей работы. На мой взгляд, адаптивная система обучения позволяет отойти от традиционной технологии и осуществить личностный подход в обучении. Благодаря адаптивной системе формируются личностные функции учащихся, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, рефлексивностью, креативностью. Адаптивная система помогает реализовать субъект - субъектные отношения. Задача учителя - создать условия на уроке, когда нейтральный объект начинает восприниматься как субъективно значимый. Урок строится так, что создаётся атмосфера взаимной симпатии, саморазвития, поддержки, осуществляется сотрудничество учителя и ученика. Это позволяет ученику иметь эмоциональное удовлетворение от результатов своей работы.
Это не значит, что я отказалась от других технологий и применяю только адаптивную систему обучения. Практически на каждом уроке использую игровую, групповую технологии, технологию уровневой дифференциации. Но подробно хотелось бы остановиться в данной работе на технологии адаптивной системы обучения.
Адаптивная система обучения в школе адаптирующей педагогики
Прежде чем говорить о практических результатах своей работы, позволю себе напомнить о том, что такое адаптивная система обучения.
В основе этой системы лежат теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и деятельностный подход к обучению А.А. Леонтьева. Адаптивная система обучения, разработанная А.С. Границкой -
одна из новых моделей организации учебной деятельности. Её основные положения предполагают:
- резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
- нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;
- совмещение индивидуальной работы одного учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;
- адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся при работе во всех режимах.
Организационную сущность адаптивной системы обучения можно представить в виде модели.
Модель адаптивной системы обучения
Учитель обучает всех учащихся
Учитель работает индивидуально Учащиеся работают самостоятельно
Из этой модели видно, что учитель, как и всегда, работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроках в частности используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Ведь так и работаем. Суть, однако, в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально.
Учитель объяснил новое, дал учащимся задание для самостоятельной работы, а сам в это время стал работать с одним из учеников у доски.
Модификация модели адаптивной системы обучения
Учитель Учащиеся (каждый)
Обучает всех одновременно Учатся одновременно
Работает индивидуально с учениками по очереди Все, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно
Учащиеся соответственно работают в трёх режимах: совместно с учителем (фронтально), с учителем индивидуально и самостоятельно (под руководством учителя, товарища). Самостоятельная работа учащихся продолжается дома.
Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий партнер (работа в статических , динамических и вариационных парах; работа в малых группах). Для самостоятельной работы, включающей чтение, письмо, создаются многоуровневые программы, которые выполняются в классе и частично дома.
Самостоятельная работа учащихся на уроке в условиях
адаптивной системы обучения.
В рамках адаптивной системы обучения устная самостоятельная работа ведется в парах трёх видов:
1. Статическая пара.
Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Общее задание делится между учащимися, то есть выполняют 2 варианта заданий.
12
2. Динамическая пара.
Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров (малая группа из 4-х человек), при этом в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы, но наполнено разным содержанием, то есть учащиеся выполняют 4 варианта заданий.
12 1 2
34 3 4
1 2

3 4
3. Вариационная пара.
В малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом.
В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре готовится и открывается разный материал. Учащиеся готовят карточку с ответами, учитель проверяет эту карточку, учащиеся усаживаются в четвёрки так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы, то есть работать то с левым, то с правым соседом. Работа ведется в три такта.
Первый такт. Работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке. Идёт сравнение ответов с записью на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками. Поворот к новому партнёру.
Второй такт. Работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру.
Третий такт. Работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка.
На каждом уроке должна иметь место и индивидуальная самостоятельная работа, для проведения которой необходимы многоуровневые задания (Iуровень - на оценку «3», II - «4», III - «5»).
Объём

III

II
I
Трудность

Подбираются варианты заданий с адаптацией. В одних вариантах увеличивается от уровня к уровню лишь объём изучаемого материала, в других - при неизменном объёме увеличивается трудность предлагаемых заданий, в -третьих - нарастание объёмов заданий сопровождается увеличением трудности.
Задания записаны на доске или на карточках, каждый ученик работает независимо от остальных.
Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов самореализации. Учащиеся начинают с I уровня, а затем ученик сам решает, стоит ли ему после выполнения минимального задания (оценка «3») переходить к выполнению следующего уровня.
Контроль выполнения заданий может осуществляться в разных режимах:
1. При наличии средств обратной связи в режиме «самоконтроль» или «взаимоконтроль»;
2. При отсутствии средств обратной связи контроль осуществляется учителем, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у которых он уже проверил задания.
Главным достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню.
Индивидуальная работа учителя на уроке
Адаптивная система обучения предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса.
Учитель совершает обход, уделяя каждому учащемуся примерно одинаковое время. Убедившись, что все работают, учитель переходит к включенному контролю, в ходе которого он определяет степень самостоятельности учащегося. Продолжая обход, учитель останавливается рядом с работающей парой или группой. Учащимся неизвестно, кого он оценит. Возможно, всех, а может быть, только одного.
Закончив обход, учитель переходит к индивидуальной работе в режиме «отключенный контроль», который предполагает работу учителя с учеником не по материалам для самостоятельной работы, а по специальным дифференцированным материалам для индивидуальной работы учителя с каждым учеником в отдельности.
Время отключенной индивидуальной работы с отдельным учеником должно быть справедливо распределено между всеми учащимися класса (и сильными, и слабыми). Для того чтобы соблюсти это требование, необходимо вести строгий учёт индивидуального времени в специальном графике учёта индивидуальной работы.
В графике учёта индивидуальной работы указывается список учащихся, сверху проставляется время предполагаемой индивидуальной работы. График представляет собой обычную журнальную страницу, где каждая клеточка равна 1 минуте. Как рассчитать время этой работы по теме?
Допустим, что в среднем на индивидуальную работу остаётся 20 минут, тогда эти 20 минут умножаем на количество уроков по теме. Например, на тему "Healthy ways" отводится 17 уроков. Нужно умножить 20 минут, то есть время индивидуальной работы, на количество уроков - 17 и разделить это произведение на количество учащихся в группе.
20 минут * 17 уроков = 340 минут
340 минут / 21 учащихся = 16 минут
Количество минут в этом графике можно отмечать любым способом, можно проставлять галочки и крестики, либо заштриховывать нужное количество клеточек. Поработать со всеми 12 учащимися за 1 урок индивидуально не всегда получается. Как правило, реально можно успеть поработать с 8-9 учащимися.
График учета индивидуальной работы учащихся по теме
"Healthy ways"
№ Фамилия Индивидуальное время с каждым 16 минут
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 Архипов 2 Есипова 3 Соляник4 ЖиволупВ этом графике 1 клеточка соответствует 1 минуте.
Учитель планирует все уроки (цепочку уроков) на четверть, указав, какие тексты будут изучены, какие упражнения выполнены при коллективно-групповой работе одновременно всеми учащимися и какие упражнения могут быть выполнены и проверены самостоятельно, какие виды работ будут выполнены устно в парах. При этом необходимо рассчитать, сколько времени учащиеся будут говорить в статической паре на каждом уроке, что можно будет провести в динамической паре и что в вариационной, рассчитать, сколько минут за четверть может учитель уделить каждому ученику при индивидуальной работе.
В результате такого анализа распределения по видам деятельности: коллективно-групповой, самостоятельной, индивидуальной - появляется возможность построить сначала матричный, а затем сетевой план.
Каждый ученик должен знать не только то, что он обязан сделать самостоятельно, но и то, как всё это следует выполнить и как проверить сделанное.
Предлагаю вниманию читателей один из матричных планов, разработанный мною при изучении темы " Healthy ways " по учебнику О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой "Rainbow English" 5 класс.
Ориентировочный матричный план самостоятельной работы по теме
" Healthy ways " по учебнику О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой "Rainbow English" 5 класс.
Вид работы Кодовые обозначения Что сделать
Грамматика (irregular verbs in past simple)
Ex.5 p.97 Г1 p.130 (9 неправильных глаголов сдать в паре)
взаимоконтроль
Грамматика -ing forms after the verbs "love", "hate", "begin"...
ex.8 p.99 Г2 взаимоконтроль
Грамматика "let's +infinitive"
ex.6 p.112; ex.2 p.115 Г3 взаимоконтроль
Грамматика
ex.9 p.114; ex.8 p.121 Г4 самоконтроль
Итоговый контроль ИК1 Письменный опрос неправильных глаголов
Слова и фразы:
Face, half, hand, hour, minute, past, quarter, second, watch, likes and dislikes, it is half past, it is a quarter past, it is a quarter to, an hour hand, a minute hand, a second hand, a face of the clock, difficult, easy, health, healthy, keep (kept), regular, useful, to be good at sth, to do morning exercises, in good health, in bad health, health (y) food, heath club, to keep healthy, to keep fit, to keep regular hours, to keep (to) a diet, busy, choose (chose), feel (felt), find (found), free, fun, ill, success, successful, to look after, to get ill, to get well (better) C1
C2
C3
C4
C5 Ex.2 p.100
Ex.4 p.106
Ex.3 p.115
Ex.4 p.120
Ex.5 p.124
Итоговый контроль ИК2 Слова и фразы сдать друг другу в статической паре (p.130)
Чтение "Sandra, the Pop Star" p.95-96 Ч1 Понять, дополнить предложения после текста
Чтение "What's the time?"
p.102-103 Ч2 Ответить на вопросы другу
Чтение "Run for your life"
p.127 Ч3 Краткий пересказ
Итоговый контроль
"Marathon from an Armchair" p.131 ИК3 Определить верные или неверные утверждения
Внеклассное чтение
"The Peasant and the Apple Tree" ВЧ1 Ответить на вопросы в паре, пересказ по плану
Диалоги в парах по ситуациям: "Our likes and dislikes" Д1 Составить и проиграть диалог
Диалоги в парах по ситуациям: "What do you do to be fit?" Д2 Составить и проиграть диалог
Диалоги в парах по ситуациям: "Your family's ideas about keeping fit" Д3 Составить и проиграть диалог
Аналогичные ориентировочные матричные планы для самостоятельной работы учащихся были составлены по каждой изучаемой теме.
Помимо матричного плана составляется сетевой план, который представляет собой модель учебного процесса. Задания, представленные в сетевом плане, объясняются учащимся на основе матричного плана учителя: что сделать, кому сдать, как сдать. Сетевой план позволяет каждому ученику видеть наглядно всё, что он должен выполнить по данной теме за четверть.
В качестве примера хочу привести сетевой план, который был разработан для 5 класса на II четверть, в него включены следующие виды заданий: темы по грамматике (Г1, Г2,...), блоки слов и фраз (С1, С2,...), темы для устной речи (Д1, Д2,...), тексты для чтения (Ч1,Ч2,...), внеклассное чтение (ВЧ1), контрольные работы (ИК1, ИК2,...)
При построении сетевого плана были использованы следующие обозначения:
сердечком обозначены задания для самоконтроля;
прямоугольником - задания, выносимые на контроль учителя;
овалом - задания для работы в парах в режиме «взаимоконтроль».
Фрагмент сетевого плана для 5 класса
на II четверть.
Г1
Г2
Г3
Г4

Грамматика _______________________________________________ ИК 1
С5
С4
С3
С2
С1
Д1
Д2
Д3
Слова и фразы _____________________________________________ ИК 2
Ч3
Ч2
Речь ________________________________________
Ч1
Чтение ___________________________ИК3
ВЧ1
Внеклассное чтение ___________________________
Полный сетевой план на четверть вывешивался в классе. По мере того как учащиеся выполняли задание, значки закрашивались учителем, который вёл учёт всех сдаваемых ему, друг другу или самому себе заданий. Если хоть один ученик не выполнил соответствующее задание, значок не закрашивался, тогда с этим учеником велась работа индивидуально.
За сетевым планом составлялся график оперативного самоучёта, и он раздавался учащимся.
График самоучёта по теме “ Healthy ways”
к учебнику английского языка
О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой
"Rainbow English" 5 класс

Ф.И._______________ Класс __________
№ Отметка о выполнении Код Содержание материала
1 Г1 p. 130­9 глаголов
2 Г2 Ex.8 p.99
3 Г3 Ex.6 p.112; ex.2 p.115
4 Г4 Ex.9 p.114; ex.8 p.121
5 ИК1 Письменный опрос неправильных глаголов
6 С1 Ex.2 p.100
7 С2 Ex.4 p.106
8 С3 Ex.3 p.115
9 С4 Ex.4 p.120
10 С5 Ex.5 p.124
11 ИК2 Слова и фразы сдать друг другу в статической паре (p.130)
12 Ч1 "Sandra, the Pop Star" p.95-96
13 Ч2 "What's the time?" p.102-103
14 Ч3 "Run for your life" p.127
15 ИК3 "Marathon from an Armchair" p.131
16 ВЧ1 "The Peasant and the Apple Tree" p.133-134
17 Д1 "Our likes and dislikes"
18 Д2 "What do you do to be fit?"
19 Д3 "Your family's ideas about keeping fit"
«3»
«4»
«5»
Рейтинг_____________
В графике самоучёта учащиеся после выполнения задания сами закрашивали условным цветом соответствующую клеточку. Цвет зависит от оценки: «5»­ красный, «4»­ синий, «3»­ желтый, а если получил «2», то клеточка остаётся незакрашенной, пока ученик не исправит двойку. По завершении работы над графиком подсчитывался рейтинг.
После подготовки матричного и сетевого планов, графика оперативного учёта с учащимися проводилась беседа об их значении и важности, давались инструкции по работе с ними.
Несколько слов хотелось бы сказать о структуре урока английского языка. Её можно представить в виде таблицы.
Структура урока английского языка в условиях
адаптивной системы обучения.
Учитель Учащиеся Распределение времени
Управляет Взаимопроверка домашнего задания
3­5 минут
Обучает всех учащихся Работают совместно с учителем
10­15 минут
Домашнее задание 3­5 минут
Физкультминутка 1 минута
Индивидуальная работа Самостоятельная работа 20­25 минут
В процессе подготовки к учебным занятиям я создавала свои варианты конкретных уроков.
Варианты уроков.
Вариант №1
Учитель Учащиеся
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Подведение итогов

Вариант №2
Учитель Учащиеся
Индивидуальная работа Взаимопроверка
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Физкультминутка
Фронтальная работа
Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Подведение итогов

Чтобы представить адаптивную систему обучения в действии, нужно побывать на таком уроке или хотя бы познакомиться с развернутым планом-конспектом урока. С этой целью в приложении представлены разработки отдельных уроков английского языка с применением адаптивной системы обучения, которые имели место в практике моей работы.
В заключение главы, на мой взгляд, не лишне рассказать о последовательности вступления в эксперимент по апробации адаптивной системы обучения.
Апробация адаптивной системы обучения
В своей работе я начала использовать элементы адаптивной системы обучения с 2010 года. Применяла адаптивную систему в разных классах в ( с 5-го по 11-й) течение ряда лет. Работу по внедрению адаптивной системы начала с организации сотрудничества учащихся в парах.
В первый год использовала только отдельные элементы этой системы, отрабатывая самостоятельную работу учащихся в парах разного вида, то есть учила учащихся работать самостоятельно. Учащиеся получали устно или письменно короткие памятки, схемы, им объяснялась последовательность изучения материала, методика опроса товарища, составление рассказа по картинке и по ситуации и другие задания. Самостоятельная работа учащихся поощрялась оценкой. Самых слабых из них я, как правило, брала себе в пару. При этом не обделяла вниманием и сильных учащихся. Ребятам нравилось больше общаться с учителем. Ведь не все дети чувствуют себя комфортно, отвечая перед группой. Постепенно вырастала атмосфера доверия и взаимопонимания.
Вторым шагом перехода к использованию адаптивной системы было обучение технике проверки знаний, так учащимся я раздавала карточки с обратной связью (с ключами) или писала ответы на обратной стороне доски. Это позволило доверить учащимся взаимоконтроль и взаимооценку, самоконтроль и самооценку.
Постепенно стала совмещать самостоятельную работу с индивидуальной. Сильные учащиеся становились моими первыми помощниками и консультантами по предмету. Индивидуальный опрос я начинала именно с них, чтобы ответ сильных учеников, проверенный мною, мог служить образцом при работе в группе или паре.
Эта работа стала давать определённые результаты. Учащиеся приобретали и совершенствовали общеучебные навыки и умения.
Следующим шагом в работе по применению адаптивной системы обучения явилось изучение опыта работы отдельных учителей иностранного языка, описанного А.С. Границкой в книге «Научить думать и действовать». Изучив и переняв этот опыт, я перешла на составление документации по оформлению своей работы (составление матричного и сетевого планов, графиков оперативного самоучёта, графика учёта индивидуальной работы). Сначала использовала всю названную мною документацию, однако, в конечном итоге, пришла к выводу, что можно соединить матричный и сетевой план в единое целое, то есть указать в матричном плане виды контроля.
План самостоятельной работы по
теме…на период…
Вид работы Кодовые обозначения Что сделать Кому сдать

Применение адаптивной системы обучения дало возможность уделять каждому ученику примерно 2 часа индивидуального времени в течение учебного года.
Отдельные результаты применения адаптивной системы обучения.
В классах, где использовалась адаптивная система обучения, периодически отслеживались результаты развития учащихся. Отслеживание проводили: заместитель директора по учебно­воспитательной работе, педагог-психолог школы, учитель. Они отмечали положительные качества учащихся такие, как: трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность. Учащиеся группы проявляли уважение к одноклассникам, могли дать оценку себе и своим товарищам, правильно реагировали на допущенные ошибки. Психологом школы была отмечена положительная динамика в развитии мышления, памяти, внимания, восприятия и воображения. У учащихся исчез страх при выполнении разных заданий. Работа на уроке для них стала более интересной, на каждом занятии - новая ситуация, новая структура, новый подход, а главное - все работают, все читают, слушают, говорят, пишут.
Заместители директора по учебно ­ воспитательной работе отслеживали успеваемость по контрольным срезам. Успеваемость по предмету составляла 100%, качественная 70% - 80%.
Повысился интерес к изучению предмета, учащиеся могли наглядно видеть результаты своего труда, были заинтересованы в повышении рейтинга.
Мои выпускники из экспериментальных классов успешно сдали экзамены и поступили в ВУЗы Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Кемерово и других городов. В настоящее время четверо моих выпускников являются студентами факультетов иностранных языков.
Таким образом, адаптивная система обучения помогла реализовать один из принципов гуманно-личностной педагогики, когда учитель не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничая с ребёнком, и помогла достичь высоких конечных результатов.
В педагогике трудно изобрести что-то принципиально новое. И адаптивная система обучения была разработана до меня. Но, апробируя эту образовательную технологию, я, так или иначе, конкретизировала её, наполняла своим содержанием, разрабатывала нужные для уроков задания, сопровождающую документацию - словом, в какой-то мере, выступала соавтором этой технологии. В итоге выигрывали дети. Это не так уж мало в наше "смутное", переходное время. И не только для детей, но и для педагогов. Разумно используя на практике все накопленное до нас, мы обретаем опору, помогающую изжить тревожное ощущение одиночества перед лицом вырастающих проблем.
Жизнь слишком несовершенна, чтобы ожидать наступления золотого века просвещения. Но его никогда не было и в прошлом. А значит, мы не уникальны в своих стремлениях. Бывали времена и посложнее, но в конечном итоге все как-то образовывалось, приходило в порядок, возвращалось к нормальному течению жизни и окультуривалось, преображалось, приходило в соответствие с вечными ценностями и смыслами. Второй пласт и составляет сокровенный смысл педагогической деятельности во все времена, у всех народов. Кому выпало на долю выполнять более достойную задачу? Можно быть счастливым по крайней мере тем, что сегодня, когда огромное количество людей больше всего на свете страдает от того, что еще вчера оцененный всеми труд якобы на благо государства ныне признается никому не нужным и даже вредным, педагогу такая смыслоутрата никогда не грозит. Он представитель вечной профессии. Согласитесь, не так уж мало для обретения внутреннего достоинства и терпения.