Роль любительских хореографических коллективов в сохранении танцевального фольклора Архангельской области


А.Ю. Чёрный
Роль любительских хореографических коллективов в сохранении
танцевального фольклора Архангельской области
Танцевальный фольклор и любительский коллектив представляют собой самостоятельные оригинальные формы непрофессионального народного художественного творчества и неразрывно связаны с народной художественной культурой в целом. Генетическая близость танцевального фольклора к любительскому коллективу исторически и культурно обусловлена, поскольку народный танец зарождался как коллективный вид народного творчества, детерминированный языческой обрядовой культурой наших предков, сопровождающей их годовой календарно-земледельческий круг жизни. Постепенно, по мере ослабления религиозной приуроченности, формировался более свободный, светский характер народно-танцевального исполнительства, вне зависимости от времени года и вида деятельности людей. Всё это впоследствии закрепилось в единых принципах функционирования народного художественного творчества – демократизме, массовости, свободе творческого проявления, досуговом характере и др.
В числе основных задач деятельности современного любительского коллектива, представляющего тот или иной вид художественного творчества (декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического, киноискусства, фотографии и др.), являются:
- создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку;
- вовлечение разных социальных и возрастных групп населения в организованное творчество, возвышающее и обогащающее духовные потребности личности, ее внутренний мир, эстетический вкус, нравственную поведенческую культуру;
- развитие творческих способностей, умений и навыков у участников;
- выполнение социально-культурных функций, также присущих и профессиональному искусству, – воспитательной, образовательной, коммуникативной и др.
Таким образом, любительские художественно-творческие коллективы представляют собой полифункциональное явление. Поэтому культурно-воспитательное воздействие на участников коллектива, равно как и его слушателей и зрителей обеспечивается влиянием на них в широком личностно-психологическом аспекте разнообразных средств художественно-эстетической выразительности. Закономерно, что данные коллективы являются органичной составной частью духовной культуры современного общества, выступая в качестве одной из активных форм её существования.
Важнейшим социально-культурным направлением деятельности любительских хореографических коллективов выступает сохранение танцевального фольклора разных регионов России. Данное направление особенно актуализировалось в современных условиях, и наряду с культуроохранной функцией позволяет решить такие проблемы организации художественно-творческой деятельности коллектива, как формирование оригинального репертуара, поиск своего индивидуально-творческого стиля, позиционирование себя на различных фестивалях и конкурсах в качестве представителей конкретного региона посредством демонстрации его самобытных культурных особенностей и традиций, народного костюма и др. Данная модель эффективного сочетания поисковой и художественно-творческой деятельности, организуемой на основе регионального фольклора, сложилась ещё в советский период в Государственном академическом Северном русском народном хоре (ГАСРНХ). Этот коллектив является основным хранителем фольклорных песенно-танцевальных традиций русского Севера, в том числе Архангельской области. С момента своего основания в 1926 г. здесь регулярно ведётся работа по собиранию фольклорных песен и танцев, которые затем становятся источником для их сценического воссоздания и показа образцов северно-русской культуры не только в России, но и далеко за ее пределами.
Именно благодаря примеру Северного русского народного хора многие любительские коллективы северо-западного региона России стали обращаться к традиционному песенно-танцевальному фольклору. В частности, фольклорные экспедиции проводят такие любительские коллективы Архангельской области, как Карпогорский народный хор, Пинежский народный хор, ансамбли «Суземьё», «Сполохи», «Овация», «Ивушки», «Отрада», «Балагуры» и др. Эти коллективы пытаются показать фольклор родного края в сценических композициях, поставленных на основе собранных и обработанных ими материалов, привезённых из экспедиций.
Одной из самых известнейшей собирательницей фольклора Пинежского района Архангельской области является Зинаида Григорьевна Пашкова – руководитель Карпогорского народного хора, заслуженный работник культуры РФ. С 1960-х гг. она начала собирать фольклор и делать записи песен, танцев и обрядов от пинежских аутентичных фольклорных коллективов и талантливых исполнителей, принимала участие в экспедициях А.С. Кабанова. После окончания Московского государственного института культуры З.Г. Пашкова в 1970-е гг. вернулась к себе на родину в Пинежский район Архангельской области, где продолжила собирательскую работу.
В течение нескольких десятилетий складывался фольклорный архив Зинаиды Григорьевны. Результатом многолетней деятельности стала вышедшая в 1999 г. её первая книга «Песни Пинеги», в которой были собраны свадебные, хороводные, величальные и игровые песни. За ней последовали такие работы, как «Пинежская свадьба», «Пинежский костюм» и «Пинежские танцы» (с аудиоприложением). В последней из названных книг собраны самые распространенные фольклорные танцы на Пинежье: хороводные, игровые, ходечи, кадрили. Работы З.Г. Пашковой заложили прочный фундамент в изучении фольклора Архангельской области, на который теперь опираются все последующие исследователи.
В результате этнографических изысканий З.Г. Пашковой этнокультурное наследие данного региона сохраняется, и песенно-танцевальный фольклор получает распространение среди современных исполнителей и зрителей. Благодаря архивам фольклориста можно создавать сценические версии собранных ею разножанровых образцов народного творчества. К примеру, «Кушкопальская кадриль», одна из наиболее известных на Пинежье, была воссоздана в композиции «Пинежские танцы» в репертуаре ГАСРНХ и легла в основу постановок многих любительских коллективов.
С опорой на материалы и опыт Северного русского народного хора и материалы З.Г. Пашковой формируется репертуар большинства современных любительских коллективов Архангельского региона. Среди них «Дружба» (г. Архангельск), «Золотица» (г. Северодвинск), «Радеюшка» (п. Соломбала), «Северяночки» (г. Мирный), «Фантазия» (г. Новодвинск), «Каприз» (г. Шенкурск) и многие другие. Они регулярно используют в своем репертуаре танцевальный, игровой, песенный и обрядовый фольклор родного региона. Каждый из них привносит в исполняемое произведение что-то своё, но при этом традиционная фольклорная канва остаётся не тронутой.
Использование регионального фольклора в репертуаре любительского коллектива многие руководители считают необходимым как в культурно-развивающем и воспитательном аспекте, так и для участия в различных конкурсах и фестивалях народного творчества. Поэтому следующим шагом для многих любительских коллективов, представляющих танцевально-песенный фольклор в его сценической обработке, становится участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, организуемых в Архангельской области.
Приведём в качестве примера районные и региональные фестивали, организуемые в Архангельском регионе: «Маргаритинская ярмарка» (г. Архангельск), «Фестиваль на приз А.Я. Колотиловой» (г. Архангельск), «Фестиваль на приз М.Д. Кривополеновой» (с. Сура), «Фокинский фестиваль» (с. Верхняя Тойма), «Петровская ярмарка» (с. Карпогоры), «Северный латничек» (д. Веркола). Но «венцом» фольклорного фестивального движения стал Всероссийский фестиваль народного искусства имени народной артистки СССР, одного из художественных руководителей Государственного академического Северного русского народного хора Нины Константиновны Мешко. В рамках данного фестиваля проводится всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и развитие культурного наследия Русского Севера. Творческое наследие Н.К. Мешко».
Основные цели и задачи данных конкурсов и фестивалей можно охарактеризовать, как:
- сохранение и развитие традиционного культурного наследия региона;
- популяризация традиционного народного искусства среди наших современников, развитие их духовно-нравственных и эстетических чувств;
- воспитание патриотизма, толерантности и культуры общения на основе постижения традиций и обычаев народов России, ценностей отечественной культуры и своей малой родины;
- обмен творческим опытом между любительскими коллективами, поддержка их творческой активности в области воссоздания регионального танцевального фольклора.
Именно на таких конкурсах и фестивалях любительские коллективы встречаются и творчески взаимодействуют, получают консультации и помощь специалистов. Важным для развития и роста любительского хореографического коллектива является то, что в процессе концертной, конкурсной и гастрольной деятельности его участники не только оттачивают свое исполнительское мастерство, но и укрепляются в роли носителей подлинных культурных традиций своего народа.
Список литературы:
Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца / Г.Ф. Богданов. – М., МГУК, 2003. – 224 с.
Государственный академический Северный русский народный хор: официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sevhor.ru/
Егорова, Л.В. Дивная Пинега / Л.В. Егорова. – Архангельск: Правда Севера, 2007. – 584 с.
Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура – основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / И. Иевлева // Экология культуры: информ. бюл. – Архангельск, 2005. - № 1 (35). – С. 150-157.
Пашкова, З.Г. Пинежские танцы / З.Г. Пашкова. – с. Карпогоры, 2011. –119 с.