Конспект урока по химии 10 класс Обобщение по теме «Предельные углеводороды (алканы)»

Конспект открытого урока по химии
Обобщение по теме «Предельные углеводороды (алканы)»
Учитель:
О.А. Царева
Дата проведения:
19.11.2010
Классы:
10 А
Место урока в учебной программе:
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе.
Курс основан на рабочей программе, которая полностью соответствует стандарту (полного) общего образования по химии профильного уровня и опирается на авторскую программу О. С. Габриеляна. Рабочая программа рассчитана на 102 ч.
Данная программа реализована в учебниках: «Химия. 10. Профильный уровень» (М.: Дрофа, 2005) авторов О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина;
Урок относится к теме 3 «Углеводороды» на которую отводится 24 ч.
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
актуализировать понятия о веществе и реакции через создание условий для систематизации знаний по предельным углеводородам
Развивающая:
способствовать овладению учащимися основными приемами мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, синтез).
Воспитательная:
воспитание патриотизма, чувства гордости за вклад в химическую науку русского физикохимика Н.Н. Семенова.
Задачи урока:
Продолжить формирование представлений о пространственном строении алканов.
Продолжить формировать понятия о гомологах и изомерах.
Продолжить формирование умения составлять структурные формулы органических соединений, используя алгоритм построения
Продолжить обучение приемам моделирования молекул веществ, пользуясь основными положениями теории химического строения;
Отработать навыки пользования номенклатурой IUPAC применительно к алканам;
Применять знания по способам получения алканов;
Применять знаний по химическим свойствам алканов;
Составлять уравнения реакций в молекулярном виде;
устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и применением веществ;
применение ранее полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
научить видеть за абстрактными формулами реальные вещества, совершенствовать представление о многообразии органических соединений;
способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельный поиск решения задач.
развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
развивать грамотную химическую речь за счет обогащения и усложнения ее словарного запаса;
способствовать развитию сенсорной сферы (точности и тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи, тактильных ощущений);
воспитание умения работать в малых группах (парах);
воспитание дисциплинированности;
воспитание эстетического вкуса;
воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания.

Формы работы на уроке:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
словесные (беседа индуктивного, репродуктивного характера);
наглядные (видео показ демонстрационного эксперимента);
практические (моделирование индуктивного характера);
контроля и самоконтроля (элементы дифференцированной тестовой технологии)
Оборудование:
ПК, мультимедийная установка, видеоролик получение метаны, пластилиновые модели атомов двух видов, спички

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
(создание благоприятного психологического климата).
приветствие учащихся;
фиксирование отсутствующих учеников;
2. Постановка целей урока
(подготовка уч-ся к началу работы на уроке, концентрация внимания)
Мы изучили тему «Предельные углеводороды». на сегодняшнем уроке мы применим и систематизируем ранее полученные теоретических и практические знания, умения и навыки.
В тетрадях запишем тему урока: Обобщение по теме «Предельные углеводороды (алканы)»
3. Выполнение фронтального тестирования по пройденной теме в форме решения кроссворда «Алканы»
(определение осознанности усвоения уч-ся материала, выявление пробелов и решение о возможность перехода к следующему этапу)
Домашним заданием для вас было повторение по разделу алканы. Давайте протестируем свои знания в совместной работе над кроссвордом, ответы на вопросы вносим в бланки. На бланках запишите фамилию.
1 вопрос кроссворда
- Какое количество валентных электронов находится на внешнем электронном уровне атома углерода? В. Чекалин,
дополнительные вопросы
- Какую валентность проявляет С в органических веществах?
- Какое положение ТХС говорит об этом свойстве атомом?
2 вопрос кроссворда
- Каков тип химических связей атомов водорода с атомом углерода в молекуле метана? Т. Дмитриева,
дополнительный вопрос
- Какая разновидность ковалентной связи между атомами С-Н?
3 вопрос кроссворда
- Правильный многогранник с четырьмя треугольными гранями, форму которого имеет молекула метана? А. Ступин
4. Обобщение пройденного материала
(актуализация опорных теоретических знаний и практических умений и навыков, формирование познавательных мотивов)
Мы еще вернемся на уроке к кроссворду, а теперь приступим к выполнению упражнений по обобщаемой теме
Осуществите превращения, назовите вещества, найдите гомологи.

CH3COONa ( ? ( CH3Cl ( C2H6 ( C2H4

Задание перед вами на экране, начнем его поэтапное выполнение.

Карина Дерябина, проанализируйте задание и сделайте предположение о первом продукте реакции в цепочке превращений.
Проверим предположение с помощью тематического видеоролика.
Просмотр видеоролика о получении метана.
Запишем уравнение данной реакции


Стас Акулов, проанализируйте второе превращение и запишите его уравнение.

вернемся к кроссворду
4 вопрос кроссворда
Группы атомов, входящие в состав органических соединений. В свободном состоянии обладают неспаренным электроном. Т, Дмитриева
5 вопрос кроссворда
Советский физикохимик, академик. Открыл цепные реакции. Создал общую количественную теорию цепных реакций, удостоен в 1956 г. Нобелевской премии. А. Ступин
вернемся к заданию
Валерий Чекалин, проанализируйте и запишите уравнение следующих превращения (синтез Вюрца)

(продолжить формирование у уч-ся конкретных представлений о сущности химического процесса)
А последний этап, вы попробуете смоделировать, работая в парах, а только потом записать в виде уравнения реакции самостоятельно в тетради.
Анализ одной модели
5. Решение типовых задач по теме
(продолжить формирование у уч-ся конкретных представлений о химическом веществе)

2. Определите формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем 84,5%, водорода- 15,5 %, а плотность паров по водороду составляет 71. Для углеводорода составьте формулы двух изомеров и назовите их.
Александр Егоров, попробуйте решить поставленные задачи.
М=71х2=142
х:у= 0,845/12:0,155/1= 0,0704:0,155= 1:2,2= 5:11
М(прост)=5х12+11=71
n=142/71=2
С10Н22 – истинная формула

6. Дифференцированный проверочный тест (1 вариант)
(организация деятельности уч-ся по применению изученного материала)
Завершить работу с кроссвордом
Записать последнее
Для учащихся, работающих с вариантом теста требуется обвести букву правильнного высказывания на бланке с заданиями, количество выполняемых заданий из дополнительной части определяет каждый ученик самостоятельно
Заполненные бланки сдать на проверку.

7. Подведение итогов урока
( дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности на уроке, выявить недочеты)
Устное сообщение учителя.
Благодарю уч-ся за работу на уроке, выставляю отметки. За работу на уроке выставляю оценки наиболее активно работающим уч-ся.









Заголовок 7 Заголовок 815